Начала вырисовываться реальная картина процессов, происходящих внутри еврозоны. Пока на рынках оценивают вербальную риторику чиновников и рассуждают о возможных шагах противодействия долговому кризису, в еврозоне в спешном порядке началась подготовка к преобразованию вольного сообщества в объединение на федеративной основе во главе с прагматичным Берлином. Условия для ускорения этого процесса создали как сами правительства европейских стран, загнав себя в «долговую яму», так и участники рынка, стремясь добиться максимальных прибылей
Итак, в течение недели на рынках царили две «ментальные ловушки», которые завели участников рынка в тупик: завышенные ожидания относительно объявления Федеральной резервной системы (ФРС) США о QE3, и принятие решительных действий Европейского центрального банка (ЕЦБ) по преодолению долгового кризиса в Старом свете. При этом ждали больше решительных действий от европейского регулятора, чем каких-либо результатов от заседания комитета по операциям на открытом рынке ФРС (FOMC). Но результаты заседаний лишь разрушили сформировавшиеся надежды…
Менее разочаровывающим для рынков были результаты заседания FOMC, поскольку в котировки уже заложили риск того, что запуск программы все же будет отложен. По результатам заседания комитет лишь подтвердил принципы проведения монетарной политики. Вновь отмечалось намерение сохранять процентную ставку сверхнизкой (0-0,25%) вплоть до конца 2014 года, а также продолжить «ТВИСТ» — программу выкупа с рынка долгосрочных облигаций в обмен на краткосрочные облигации. В сопроводительном меморандуме отмечено, что ФРС будет внимательно следить за поступающей информацией об экономических и финансовых событиях и при необходимости предпримет дополнительные меры, необходимые для содействия более сильным стимулам экономического восстановления и устойчивого улучшения условий рынка труда, оставаясь при этом в рамках приверженности правилу ценовой стабильности.
После решительных заявлений главы М. Драги в Лондоне его пресс-конференция по итогам заседания ЕЦБ вызвала серьезное разочарование. Хотя глава ЕЦБ и сообщил, что управляющий совет регулятора в общем поддержал его лондонскую речь, но, по его словам, пока каких-либо активных действий со стороны ЕЦБ не будет. В старых традициях европейской риторики переложил всю ответственность на правительства еврозоны, которые «…должны быть готовы активировать Европейский фонд финансовой стабильности (EFSF)/Европейский механизм финансовой стабильности (ESM) на рынке облигаций, а ЕЦБ может провести прямые операции на открытом рынке лишь в рамках своего мандата». Конечно, осторожность высказываний главы ЕЦБ М. Драги можно объяснить нежеланием регулятора будоражить рынки, и в первую очередь сырьевые, где котировки на энергоносители слишком высоки. Но фактически, несмотря на попытки аутсайдеров — Испании и Италии, к ним следует уже причислить и Францию, усилить давление на ФРГ. Результаты заседания регулятора засвидетельствовали лишь усиление влияния Берлина на деятельность Евроцентробанка.
«Чтобы справиться с кризисом, они (государства) должны проводить более активную и жесткую политику, они должны использовать нестандартные приемы, чтобы уменьшить финансовое давление без ущерба для экономического роста».
(Т. Гайтнер, министр финансов США)
Хотя в преддверии заседания бурную деятельность развили и премьер-министр Италии М. Монти и президент Франции Ф. Оланд, акцентируя внимание на своих желаниях сделать «все что угодно» для защиты евро и стабилизации ситуации в еврозоне. По их мнению, для этого необходимо возобновить программы ЕЦБ по покупке суверенных бондов (SMP), которые могли бы способствовать снижению стоимости заимствований для Испании и Италии без официального обращения этих стран за финансовой поддержкой.
Но глава Бундесбанка Й. Вайдманн дал понять, что позиция руководства ФРГ неизменна. Он подчеркнул, что главной задачей монетарной политики является поддержка ценовой стабильности, а фискальные проблемы стран еврозоны должны решаться с помощью фискальных инструментов, таких как фонд EFSF. В свою очередь, министерство финансов Германии заявило, что не проводит переговоров о наделении банковской лицензией фонда ESM. Кроме того, Ассоциация сберегательных банков Германии (DSGV) опубликовала официальное заявление, высказавшись против лицензирования ESM.
Примечательно, что в начале недели Европу посетил министр финансов США Т. Гайтнер, который, минуя Париж и Брюссель, встретился в Берлине с главой немецкого финансового ведомства Вольфганг Шойбле. Наибольшее удивление, конечно, вызвали результаты встречи. Вашингтон и Берлин договорились о разработке совместной с другими партнерами «политической программы действий, направленной на дальнейшую стабилизацию экономик Европы и всего мира». Эта программа должна быть подготовлена уже к осени. Следует подчеркнуть, «политической»…
Между тем в ФРГ рейтинг федерального канцлера А. Меркель достиг рекордного максимума – более 68% населения страны довольны работой главы правительства. 64% немцев также высоко оценивают работу министра финансов В. Шойбле. По мнению 70% населения, А. Меркель полностью контролирует спасение еврозоны. Среди сторонников блока ХДС/ХСС — 92% довольны методами борьбы канцлера с еврокризисом. Ее политику также поддерживают 75% сторонников социал-демократов и 70% сторонников «зеленых».
На фоне этих тенденций на текущей неделе следует ожидать сохранения спадающего тренда цены сырья: цена нефти WTI составит $85…93/барр., Brent – $101…109/барр. с возможным отклонением цены как реакция на ближневосточные события и публикацию статистики по США, Китаю и еврозоне.
Ha стройку собирается приехать комиссия. Прораб инструктирует рабочих:
— Что бы ни случилось, делайте вид, что так и должно быть.
Комиссия приехала, осматривает. Вдруг рухнула одна стена. Рабочий, радостно посмотрев на часы:
— Десять тридцать пять. Точно по графику!