Предлагаемый нашему Уважаемому Читателю перечень важнейших событий 2011 года не является рейтингом, так как невозможно определить, какое из них окажет наибольшее влияние на развитие рынка. Окончательный развал системы контроля качества нефтепродуктов, показавший, что украинских чиновников не интересует происхождение поступающих к ним средств. Или война за ливийские энергоресурсы, продемонстрировавшая всему миру, что с мнением оппонента можно уже не считаться.
Среди этих 11 событий 2011 года:
1. УСТАНОВЛЕНИЕ НОВОГО НЕФТЯНОГО ПОРЯДКА
Хотя в новейшей истории Украины принято выделять три этапа, на последнем она не закончилась. «Дикие девяностые», конечно, не возвращаются, но показательные изменения, происходящие на топливном рынке, заставляют говорить об установлении в нашей стране нового нефтяного порядка.
2 . ПРОВАЛ БОРЬБЫ С ФИНАНСОВЫМ КРИЗИСОМ
В 2008 г. многие аналитики предполагали, что созданное за океаном финансовое казино должно обанкротиться, открыв новый экономический цикл. Но американское казначейство и ФРС придерживались иного мнения. Инициированное ими вливание в мировую финансовую систему свыше 20 трлн ничем не обеспеченных долларов действительно позволило улучшить состояние фондового рынка. Но в действительности этот шаг ничего не исправил.
3. ПОЛИТИЗАЦИЯ ЦЕН НА НЕФТЬ
Финансовый кризис 2008-2009 гг. не закончился. Напротив, ситуация стала еще запутанней, а цены на нефть – еще менее прозрачными. Если до 2010 г. в котировках преобладала достаточно легко прогнозируемая спекулятивная составляющая, то сегодня все больше заявляет о себе политическая.
4. ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ НЕФТЯНЫХ АКТИВОВ ПОСЛЕ «РЕВОЛЮЦИИ» В ЛИВИИ
Если кто-то думал, что события в Ливии – это стихийное движение народных масс, он глубоко ошибался. Было чрезвычайно любопытно (и противно) наблюдать за торопливой подготовкой мирового общественного мнения к войне против этого государства. При этом стратегические предпосылки операции «Ливия» были точно такими, что и в операции «Ирак», – перераспределение энергетических ресурсов. (See map below)Ливийское «черное золото», себестоимость добычи которого, по некоторым оценкам, не превышает $1/барр., стало настоящим подарком для ослабленных рецессией нефтяных компаний Италии и Франции. А учитывая, что 11% ливийского «черного золота» шло в Китай, ликвидация полковника Каддафи серьезно подорвало африканские позиции этой страны.
5. ОТКАЗ ОТ ВВЕДЕНИЯ ЗАГРАДИТЕЛЬНЫХ ИМПОРТНЫХ ПОШЛИН
22 декабря Межведомственная комиссия по международной торговле решила прекратить специальное расследование в отношении импорта в Украину отдельных продуктов переработки нефтяного сырья без применения специальных мер. Это позволило облегченно вздохнуть подавляющему числу участников топливного рынка и всем отечественным потребителям.
6. РЕЗКОЕ ПОДОРОЖАНИЕ НЕФТЕПРОДУКТОВ В НАЧАЛЕ ГОДА
Главными причинами роста цен на топливо в декабре 2010 – марте 2011 г. стали три основных фактора. Значительное (с $85…95 до $110…120/барр.) подорожание нефти и обусловленный этим рост европейских котировок, к которым искусственно привязаны цены на топливо в Украине. Повышение в среднем на 38% ставок акциза на бензин и дизельное топливо, совпавшее во времени с подорожанием нефти. Неэффективность действий украинского правительства на рынке нефтепродуктов, его желание управлять им «вручную» при отсутствии полной и объективной информации о происходящих событиях.
7. ВЕТИРОВАНИЕ ПРЕЗИДЕНТОМ ЗАКОНА О МАРКИРОВКЕ НЕФТЕПРОДУКТОВ
Все мы живем в мире иллюзий, в окружении нами же созданных заблуждений. Каждый третий из нас считает, что Солнце вращается вокруг Земли, каждый второй – что радиоактивность – дело рук человеческих. Пятая часть уверена, что полный оборот вокруг Солнца Земля совершает за месяц, а каждый второй из отбывающих пятилетний срок в Доме на Мариинской площади был убежден, что маркировка топлива повысит его качество.
8. ПЕРЕДЕЛ РЫНКА СЖИЖЕННОГО ГАЗА
На протяжении трех лет, уменьшая количество, доступность и качество отечественного сжиженного газа и сохраняя непрозрачное ценообразование на его оптовые партии, государство всеми силами выталкивало операторов на внешний рынок. Как следствие, импорт пропан-бутана возрос до четверти потребления. Но в начале июля под предлогом проведения проверки качества на границе было более чем на 20 суток задержано несколько десятков тысяч тонн этого ресурса. В итоге на свободном рынке остался лишь кременчугский пропан-бутан. Неудивительно, что в опте сжиженный газ подорожал на треть, а розничные цены на него выросли более чем на 16%.
9. РАЗВАЛ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА НЕФТЕПРОДУКТОВ
Пользуясь тем, что украинское правительство игнорирует требования автомобилистов восстановить государственную систему контроля качества, отдельные трейдеры позволяют себе беспардонно торговать спиртовой и коксохимической бадягой. Нужно быть очень наивным, чтобы поверить в отсутствие в бюджете страны 50 млн грн, необходимых для проверки каждой отечественной заправки хотя бы раз в год. Ведь указанная сумма составляет всего 0,3% поступлений от акциза на бензин и дизельное топливо.
10. УСИЛЕНИЕ НАЛОГОВОГО ДАВЛЕНИЯ
Принятие нового Налогового кодекса подняло акцизы на нефтепродукты на 38%. С 1 января нынешнего года они возрастут еще на девять. Еще немного и доля налогов в цене отечественного бензина и дизельного топлива сравняется с европейской. Неудивительно, что больше половины украинских предпринимателей считают фискальный пресс основным препятствием для развития бизнеса. Но принесло ли пользу налогоплательщикам усиление давления? Увы.
11. УТЕРЯ УЧАСТНИКАМИ РЫНКА ДОВЕРИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
Во всем мире успешное ведение бизнеса основано на доверии. Но украинским трейдерам становится все сложнее привлекать потребителя, придерживаясь старой маркетинговой политики. Уже не помогают ни новые программы лояльности, ни стимулирование больших разовых закупок. Отечественные автомобилисты все сильнее реагирует на негативную информацию о компаниях. Хотя платежеспособность большинства продолжает падать, 69% из них не приобретают нефтепродукты на АЗС, которым не доверяют, даже если они стоят дешевле.
Важнейшие события 2011 г. демонстрируют всю неприглядность картины, вырисовывающейся в топливной отрасли. Что же делать? По мнению автора, спасение рынка и страны в целом заключается не в «выбивании» украинским правительством низких цен на нефтепродукты, а в повышении эффективности их использования, коренном пересмотре политики потребления энергоресурсов. Цена – не самоцель, а средство для оптимизации топливного баланса. Именно такое отношение к ценовому фактору отличает страны, в которых деятельность государства направлена не на предоставление преимуществ отдельным предприятиям путем вмешательства в рыночные механизмы, а на защиту прав собственности, увеличение инвестиций и стимулирование научно-технического прогресса. Увы, Украина движется в обратном направлении.
Подробнее о событиях 2011 года читайте в журнале «Терминал» №1 (581) от 9 января с.г.