
А. Я. МАНАЧИНСКИЙ,
кандидат военных наук
Центральная Азия: трубопроводы геополитики
В наши дни Центральная Азия и ее огромные запасы полезных ископаемых, в том числе углеводородных – важнейшие геостратегические и геоэкономические факторы, которые оказывают существенное влияние на мировую политику и экономику. В наступившем столетии непосредственную роль в определении геополитических позиций той или иной страны играет уровень ее контроля над топливно-энергетическими ресурсами и средствами их транспортировки, а также способность государства обеспечить их надежную защиту от международного терроризма. Этот регион расположен на стыке сфер господствующего влияния трех мировых религий: христианства, ислама и буддизма. Поэтому США нацеливает ныне свои усилия на военно-политическую переориентацию Центральной Азии, рассматривая ее в качестве объекта «геополитического манипулирования», а не как равноправных партнеров.
Появление после развала Советского Союза возможности проникновения в богатую нефтью и газом Центральную Азию расширило зону самого противостояния на многие тысячи километров. Однако Пакистан, отгороженный от Центральной Азии воюющим Афганистаном и отстающий от более активных конкурентов – Турции и Ирана– в дележе богатейших полезных ископаемых региона, стремился осуществить этот прорыв. И Пакистан это делает, предлагая странам региона выход через Афганистан к Индийскому океану на рынки сбыта их продукции. В 1992 г. произошло практически невероятное: аргентинская нефтегазовая компания Bridas подписала договор с правительством Туркменистана о разработке месторождения Яшлар и последующей транспортировке газа в Пакистан через Афганистан по маршруту Кушка-Тургуди-Кандагар-Кветта. При этом Bridas опиралась на поддержку пакистанского правительства во главе с Беназир Бхутто, которое со своей стороны обязалось навести порядок в Афганистане.
И действительно, весной 1992 г. в Пешаваре представителями противоборствующих афганских организаций было достигнуто соглашение об урегулировании ситуации в стране. Однако уже в августе пешаварские договоренности утратили всякое значение, и бои в Афганистане вспыхнули с новой силой. То был подготовительный этап вступления в борьбу за среднеазиатские энергетические ресурсы конкурентов Bridas – американской нефтегазовой компании UNOCAL International Energy Ventures Ltd и компании из Саудовской Аравии – Delta Oil Company.
Трудно сказать, когда именно в США родился проект Трансазиатского транспортного коридора, основу которого во всех вариантах составлял нефтегазопровод, проведенный от туркменской части Каспия через афганскую территорию на пакистанские терминалы Карачи. Вообще говоря, это было довольно логичное решение многих экономических и политических задач США. Среди них – проблема «нецивилизованного» Ирана и доступ американских компаний к каспийскому шельфу в частности. В ходе постройки заодно предоставлялся шанс поставить под контроль ряд политических режимов постсоветской Азии с выводом американских военных баз к границам Китая. Изначально самым слабым местом в осуществлении проекта стал вопрос о политической стабильности в Афганистане. «Нецивилизованный» же Иран тем временем также осознал угрозу своим интересам со стороны предполагаемого проекта. Для Ирана единственно возможным направлением потоков каспийской нефти было направление «Север-Юг» – на терминалы Абадана в Персидском заливе. Причем ведущую роль в этом проекте должны были играть европейские компании, что автоматически «легитимизировало» иранский режим в Европе и давало Тегерану уникальный шанс вновь вернуться в мировую политику. Вполне очевидно, что все остальные версии распределения каспийских энергоресурсов рассматривались Тегераном как наносящие вред интересам страны со всеми вытекающими отсюда последствиями…
Если кто-то думает, что события в Ливии – это стихийное движение народных масс, тот глубоко ошибается. Действия Вашингтона вписываются в логику перераспределения нефтяных и газовых богатств в свою пользу. Стратегические предпосылки вокруг «Операции Ливия» напоминают предыдущие военные предприятия НАТО и США в Югославии и Ираке…
С темой номера в полном объеме можно ознакомиться в журнале «Терминал» №18 (552) от 2 мая с.г.