
Энергетическая стратегия Украины является большой фантазией, за которой нет никакого экономического обоснования.
Такое мнение выразил директор специальных проектов НТЦ «Психея» Геннадий Рябцев.
В теории Энергетическая стратегия страны – это документ государственной важности, который, по-сути, является своеобразным планом развития топливно-энергетического комплекса (ТЭК) на некий конкретный период.
Она призвана определить вектор развития отраслей энергетики Украины в соответствии с целями и заданиями ТЭК.
Как известно, 24 июля Кабмин принял очередные обновления, касающиеся этого документа.
Сама же Энергостратегия Украины на период до 2030 г., была принята еще в 2006 году.
Согласно обновленной редакции, ожидается, что общий объем газопотребления к 2030 г. составит около 49 млрд кубометров при базовом сценарии (при оптимистическом — 53 млрд, это как в 2010 г., при пессимистическом — 47 млрд.
Промышленность будет потреблять 18, а население — 12 млрд кубометров.
По финансово-экономическому обоснованию, в нефтегазовую промышленность потребуется, по мнению Минэнерго, около 562 млрд грн (в ценах2010г.) инвестиций. Из них: ГТС — 52 млрд, газораспределительная система — 50 млрд, нефтетранспортная система — 7 млрд, добыча газа — 316 млрд, добыча нефти — 93 млрд, развитие производства биотоплива — 7 млрд, нефтепереработка — 37 млрд грн.
Особое внимание в стратегии вызывает пункт, согласно которому к 2030 году Украина планирует существенно снизить свою энергозависимость и сможет обеспечивать себя собственным газом на 90%.
А в этом амбициозном плане «первой скрипкой» призван быть именно сланцевый газ.
Так возникает логический вопрос: в связи с тем, что в нашей стране добыча сланцевого газа еще не началась и не известно, начнется ли вообще, не рано ли делать такие прогнозы, тем более, на уровне официальной энергетической стратегии?
По мнению, Г. Рябцева, ответ очевиден всем, кроме правительства.
«Вообще, и старая, и обновленная Энергетическая стратегия Украины является большой фантазией, за которой нет никакого экономического обоснования. То есть, это набор, используя слова Владимира Путина, «хотелок» разных компаний, в частности, финансово-промышленных групп, которые сведены в один бумажный документ», — сказал он.
По словам эксперта, говорить о каком-то замещении импортного газа газом собственной добычи до тех пор, пока хотя бы не будут проведены все необходимые экспертизы, просто смешно.
«Это не стратегия и понятно, что до проведения поисковых работ нельзя говорить о возможности замещения какого-то объема импортного российского газа, или традиционного газа собственной добычи нетрадиционными видами», — отметил Г. Рябцев.
Что касается 100% энергонезависимости благодаря добыче нетрадиционного газа, то это только миф. Эксперт утверждает, что даже если весь прогнозируемый нетрадиционный газ добыть, до даже это сможет осуществить украинскую «газовую» мечту только на треть.
«Даже если все прогнозы сбудутся, и Украина будет добывать все возможные виды нетрадиционных углеводородов, то даже тогда она будет добывать не больше 15 млрд. кубометров газа ежегодно. При сегодняшнем потреблением газа в Украине около 50 млрд. кубометров, это означает, что мы сможем обеспечить свои потребности только на треть. И это при самом лучшем развитии событий. Но, уже сейчас можно сказать, что полностью заместить российский импорт нетрадиционным газом Украине не получится, поскольку даже прогнозные объемы ресурсов не позволят этого сделать», — заявил эксперт.
Стоит отметить, что, по мнению Рябцева, сланцевый газ хотя и не является «спасением», как это прогнозирует правительство, но его добыча в комплексе с другими методами, такими, как энергосбережение, на пример, сможет существенно усилить энергетическую независимость нашей страны.
«Развитие украинской энергетики по многовекторной схеме, ее децентрализация позволит использовать все экономично выгодные и экологически целесообразные ресурсы, а прежде всего, местные. И широкое использование местных ресурсов, среди которых, кстати, и сланцевый, и центральнобасейновый газ, позволит улучшить энергетическое состояние Украины в любом случае. Но, подчеркиваю, что для этого необходимо увеличение объемов инвестирования с нынешнего уровня 1 млрд. где-то до 10 млрд ежегодно и соблюдение тех направлений, которые должно установить правительство в реальной энергетической стратегии, а не в той бумажке, которую было утверждено недавно», — подытожил эксперт.