
Экспорт электроэнергии для нас – это тоже потребление. Однако на сегодня Украина может работать в этом направлении только с теми странами, с которыми мы в одной синхронной зоне – Беларусь и Молдова, хотя здесь могут возникнуть проблемы, потому что цена ресурса у нас более высокая, а там сейчас спрос на более низкие цены.
Об этом в ходе круглого стола «Есть ли угроза в профиците электроэнергии?» заявил Александр Светелик, заместитель министра энергетики и угольной промышленности Украины.
Как уточнил он, с потерей потребления (снижение 12-15% по сравнению с данными прошлого года) идет огромный провал потребления в ночные часы.
«Разница ночью и днем доходит до 7 млн кВт. Этот ночной провал вынуждает разгружать, в том числе, атомную генерацию, поскольку АЭС могут работать только в ровном графике на протяжении суток», — отметил А. Светелик.
Заместитель министра энергетики пояснил, что снижение потребления во многом связано с тем, что сейчас нет потребления Крымской энергосистемой, не потребляет электроэнергию, Донбасская энергосистема.
«Такое искажение потребления сказывается на структуре выработки электроэнергии», — подчеркнул А. Светелик.
Он также обратил внимание на то, что прошлой зимой Украина «вошла зиму» с запасом угля в 2,6 млн тонн. На сегодня (выходя из зимы) запасы на складах достигают 2,7 млн тонн угля. Идем с хорошими запасами угля, однако с потерей потребления вынуждены разгружать атомные блоки, которые позволяют удерживать уровень тарифов, поскольку атомная генерация более дешевая.
«Необходимо наращивать потребление в ночные часы. Коэффициентами тарифов НКРЭКУ (Национальная комиссия осуществляющая госрегулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг, — ред.) поднимает ночное потребление», — сообщил А. Светелик.
Сергей Чех, советник министра энергетики и угольной промышленности Украины, на общественных началах, обратил особое внимание на то что, после завершении строительства линии «Ровенская АЭС — подстанция Киевская» возникла проблема уже не сетевых ограничений, а актуализировались балансовые ограничения.
«Это вопрос сбалансирования, а не выдачи», — подчеркнул он.
Он также сообщил, что украинская энергетика продлевает сроки эксплуатации атомных блоков: ремонтные работы завершены на первом и втором энергоблоках Южно-Украинской станции, продолжаются на первом блоке Запорожской АЭС, поэтому было бы нерационально сейчас сокращать атомную генерацию, поскольку срок эксплуатации действующей ядерной установки определяется календарным сроком от загрузки ядерного топлива. И наше задание сейчас это более эффективное использования с наибольшей загрузкой.
«Хочу обратить внимание, что наиболее тяжелые последствия нынешняя ситуация имеет для тепловых генерации. За прошлый год уменьшение составило 11%, а в 2014-2015 годах уменьшение объема производства составило 19%, большинство которого приходится на тепловую угольную генерацию. Объем производства на этих тепловых электростанциях (ТЭС) уменьшился за два года на 37%, кроме того добыча энергетического угля упала на 38%», — сообщил С. Чех.
Он подчеркнул, что из той ситуации, которая есть сегодня, необходимо искать выход. Угля достаточно на тот объем электрической энергии, которая сегодня нужна нашей экономики.
«Профицита у нас нет, так как снизился платежеспособный спрос. Для нас экспорт – это тот же спрос», — заключил советник министра энергетики.