Президент Беларуси Александр Лукашенко пытается максимально использовать ухудшающуюся ситуацию в России во многих сферах, особенно в международной политике, выторговывая для своей страны очередные преференции по энергоресурсам и торговле на фоне отдаляющихся перспектив развития Таможенного Союза и единого энергетического пространства для его участников.
Нынешнее близкое завершение переговоров и конфликта интересов между Минском и Москвой завершится компромиссом для обеих сторон, поскольку и Лукашенко, и Путин сейчас остро нуждаются друг в друге. Но для белорусской экономики жесткая энергетическая зависимость от России, которая не ослабевает, грозит острым кризисом после серьезного ухудшения состояния российской экономики в 2017 г. Этот кризис будет иметь и весомые политические последствия в обеих странах.
С ухудшением экономического положения России из-за частичной международной изоляции и введенные против Кремля санкции стран Запада негативные последствия начали ощущать все энергетически и экономически зависимые от России соседние страны. В первую очередь, Республика Беларусь (РБ). Накопившиеся политические и энергетические противоречия между Минском и Москвой прогнозированно вылились в новый конфликт интересов, который сейчас близок к завершению.
Краткая история нынешнего конфликта интересов между Минском и Москвой такова, что в 2014 г. обе страны согласились с тем, что после создания Евразийского экономического союза (с января 2015-го) вся экспортная выручка от продажи нефтепродуктов за пределы объединения будет поступать в государственный бюджет Республики Беларусь. Со своей стороны, Минск обязался поставлять в РФ 1 млн т нефтепродуктов в год. Тем не менее, в 2015 г. произошли перебои с поставками белорусских нефтепродуктов в Россию – предпочтение Минска было отдано украинскому и европейскому рынкам, где цена нефтепродуктов выше. В результате, в марте нынешнего года российское правительство рекомендовало компаниям «Татнефть» и «Газпром» приостановить поставки «черного золота» в РБ. Началась переговорная фаза, которая вылилась в реальную частичную приостановку поставок российской нефти в Беларусь с третьего квартала 2016 г., продолжающуюся и поныне.
Как результат, с начала третьего квартала нынешнего года российская государственная компания «Транснефть» поставляет в Беларусь меньше нефти, чем во втором квартале 2016 г. Причиной подобного шага президент «Транснефти» Николай Токарев назвал «компенсацию выпадающих доходов от недопоставленных в Российскую Федерацию нефтепродуктов, которые белорусская сторона должна возвращать в согласованных объемах». По его словам, объем транспортировки «черного золота» в Беларусь в третьем и четвертом кварталах нынешнего года могут быть снижены на 5 млн т (официально Российская Федерация уведомила Беларусь о снижении в третьем квартале поставок на 2,25 млн т). Хотя еще не вечер, и нынешние переговоры могут завершиться обоюдовыгодным компромиссом. Скорее всего, потери от недопоставленной российской нефти в третьем квартале Беларусь запишет на свой счет.
Стоит добавить, что одной из причин нынешнего конфликта интересов между Минском и Москвой стала газовая. В частности, с начала 2016 г. А. Лукашенко объявил несправедливой контрактную цену в $132,77/тыс. куб. м и стал оплачивать лишь цену в $73/тыс. куб. м газа. Остальную часть непоступившей оплаты «Газпром» начал насчитывать как долг Минска, который ныне уже достиг суммы в $270 млн. Согласно поступающей информации с белорусско-российских энергетических переговоров, Россия склонна к установлению газовой цены для Беларуси на уровне $100/тыс. куб. м в 2017 г. При этом Беларусь должна будет погасить долг 2016 г. за газ и пени по старой цене.
Полностью прочитать статью Вы сможете в №35 журнала «Терминал» от 5 сентября 2016 года.



