
Пока потребитель ожидал снижения цен на нефтепродукты, участники рынка занялись эпистолярным жанром.
«Милый дедушка, Константин Макарыч…», – примерно так начинались две мольбы о помощи, полученные органами власти на минувшей неделе от участников топливного рынка. Сначала семь розничных операторов обратились с открытым письмом к Президенту с просьбой инициировать проведение «тотальной и беспристрастной проверки всех без исключения» трейдеров «на соответствие реализуемых ими объемов нефтепродуктов суммам уплаченного «розничного» акциза. Затем Украинская ассоциация сжиженного газа пригрозила Службе безопасности Украины и восьми прочим адресатам техногенной катастрофой, если не отменят акциз на бутан. Оба документа столь увлекательны, что заслуживают отдельного анализа.
В обращении Ассоциации «Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины», датированном 1 августа, говорится, что из-за бездействия органов власти в нашей стране наблюдаются массовые злоупотребления со стороны «недобросовестного бизнеса», которые «ставят под угрозу существование всего цивилизованного рынка». Украинские трейдеры просят главу государства отдать распоряжения Минфину и ГФС для «урегулирования проблемы с неуплатой налогов», Антимонопольному комитету – для открытия дел против компаний, неправомерно использующих «нерыночные конкурентные преимущества», ГСЧС и МВД – для урегулирования проблем, связанных с существованием незаконных заправок.
На полном серьезе разделяя беспокойство авторов обращения (направленного почему-то в разгар сезона отпусков), следовало бы заметить, что операторы обратились не по адресу. Глава государства не имеет права «отдавать распоряжения» кому бы то ни было из указанных в обращении органов власти. Единственное, что может сделать его администрация – переслать документ «по инстанции», сопроводив его формальной просьбой «информировать о принятом решении».
Кстати, руководители компаний, подписавших «открытое» (но отсутствующее на сайте ассоциации) обращение, не могли об этом не знать, поскольку их письмо на подобную тему (от 11 сентября 2015 г. №207) уже переадресовывалось Кабинету Министров «для рассмотрения согласно компетенции, принятия соответствующих мер реагирования и информирования Вас о результатах». Понятно, что Президенту его не показывали. Более того, в ответе Банковой от 29 сентября 2015 г. №46-01/3142 не только отсутствовал номер пересылаемого на Грушевского письма, но и просьба об информировании главы государства о принятом в Кабмине решении. Этот нюанс снимает документ с контроля в секретариате правительства, автоматически отправляя его в папку ДС (знающий да поймет).
К тому же для проведения «тотальной и беспристрастной проверки всех без исключения» операторов розничного рынка требуется наличие двух необходимых,(но абсолютно невыполнимых) условий. Во-первых, сокращение количества внеплановых проверок считается едва ли не основным достижением руководства Минфина и ГФС, и они вряд ли пойдут на ухудшение ключевых показателей эффективности своей работы, система которых запущена 1 августа. Во-вторых, для проведения столь масштабных проверок у государства отсутствуют монетарные, материальные, организационные и людские ресурсы. Мало того, что в бюджете не предусмотрены необходимые средства. Для этого нет ни лабораторий, ни специалистов, ни самого органа рыночного надзора, который «забыли» назначить после утверждения Технического регламента о требованиях к автомобильному бензину, дизельному, судовому и котельному топливу.
И что самое интересное: авторам обращения к Президенту все вышеизложенное прекрасно известно. Более того, знают это и в Администрации Президента, и в Кабинете Министров. По меньшей мере, из выводов Счетной палаты, заключившей в прошлом году, что государственные органы не обеспечивают эффективный контроль над полнотой и своевременностью поступления в бюджет акцизного налога от реализации нефтепродуктов.
Полностью прочитать статью Вы сможете в №32 журнала «Терминал» от 15 августа 2016 года.