
Инвестиции в практически все проекты китайских госкомпаний по расширению бизнеса в секторе downstream за рубежом, приостановлены из-за низкой рентабельности. Несмотря на сохранение курса по приобретению новых активов в секторе разведки и добычи нефти за пределами страны, в текущем году, компании Petroсhina и Sinopec, ранее планировавшие расширение мощностей по нефтепереработке и хранению сырья за рубежом, сократили инвестиции в эти проекты.
Об этом сообщает международное информационное агентство Platts.
Например, в 2011 году Petrochina и европейская нефтехимическая компания Ineos основали совместное маркетинговое предприятие (СП) Petroineos. При этом, взнос китайской стороны в СП составил более $1 млрд наличными. В результате, китайцы получили 50% в шотландском НПЗ Grangemouth и заводе Laveraна юге Франции.
В 2009 году Petrochina купила за $2,2 млрд компанию Singapore Petroleum Corp., получив в результате долю в компании Singapore Refining Co., мощность переработки сырья которой составляет 290 тыс баррелей в сутки.
Кроме того, в мае прошлого года появились слухи о том, что китайская компания рассматривает возможность покупки ныне закрытого НПЗ на карибском острове Аруба, у американской Valero Energy. Перерабатывающие мощности предприятия составляют 325 тыс баррелей нефти в сутки.
Тогда, аналитики считали, что став акционером нефтеперерабатывающих мощностей в Европе и Карибах, Petrochina значительно бы усилила свои трейдинговые позиции в Атлантическом бассейне. Планы зарубежной экспансии компании в данном секторе, во многом были связаны с её желанием увеличить доходы, поскольку китайское правительство регулирует цены на бензин и газойль. Однако сделка не состоялась, а представители Valero объявили о преобразовании НПЗ в хранилище нефтепродуктов.
«Китай ведет очень разумную политику в нефтепереработке, — утверждает эксперт по энергетическим вопросам Евгений Пущик в комментарии «Терминалу», — которая базируется на «трех китах»: во-первых, купить подешевле нефть заграницей для своих НПЗ, во-вторых, действует жесточайший правительственный контроль за финансовыми потоками нефтекомпаний и, в-третьих, постоянное увеличение глубины нефтепереработки на китайских НПЗ»
На планы Petrochina в секторе downstream также повлияли недавние судебные расследования в отношении её прежних менеджеров. Смена руководителей, в связи с коррупционными скандалами, способствовали пересмотру приоритетов компании.
«Китайские компании стали проводить очень жесткую политику в отношениях с зарубежными компаниями. Например, не может быть и речи о каких бы то ни было откатах, которые так любят выходцы из СНГ — откатов китайские госкомпании не дают никому и ни при каких обстоятельствах. Также Китай намерен и дальше придерживаться линии выбивания максимальных дисконтов у зарубежных партнеров. Так, в отношениях с Россией Китай все время получает хорошие скидки на покупку нефти. Китайцы действуют здесь по принципу «купим все, но за пять копеек», — говорит Евгений Пущик.
Кроме того, в самом Китае за последние несколько лет произошло значительное увеличение нефтеперерабатывающих мощностей, в связи с чем актуальность хранения нефтепродуктов за рубежом снизилась. В настоящее время компании говорят о необходимости сокращения инвестиций в нефтепереработку, чтобы предотвратить перенасыщение рынка внутри страны, сообщил Platts источник в PetroChina.
«Увеличение глубины нефтепереработки на НПЗ в самом Китае все время растет. Например, 90% новых мощностей по нефтепереработке в мире в 2012 году введено в Китае и Индии — это супер показатель! Поэтому, логично, что перед Китаем возник вопрос: зачем покупать старые НПЗ за рубежом, если выгоднее гнуть свою линию, о чем было сказано выше? Лучше придерживаться четкого выполнения «трех пунктов», что Китай успешно и делает», — резюмирует эксперт.