
Международные рынки продолжают оставаться сверхчувствительными к политическим событиям, и в связи с этим все рыночные движения основываются в большей степени на слухах и спекуляциях, мало обращая внимание на выходящую макроэкономическую статистику. А на «чудачества» рейтинговых агентств вообще не реагируют – вслед за S&P решило пересмотреть суверенные рейтинги европейских стран и Moody’s…
Большинство участников рынка были разочарованы итогами саммита ЕС, состоявшегося 8-9 декабря в Брюсселе, ожидая решения долгового кризиса в еврозоне, а не реакции на наиболее острые проблемы. Но принятые решения о создании «союза бюджетной стабильности» на основе договора, предполагающего ужесточение контроля над расходами бюджетов и объемами государственного долга, все-таки немного успокоили рынок и дали импульс к стабильному росту. Тем более, что было продемонстрировано единство стран ЕС — решение поддержало 26 стран (в последний момент к большинству присоединилась Венгрия), непреклонной осталась лишь Великобритания. Итого 26 – за, 1 – против.
Однако после окончания саммита начались чудеса. Главы ряда стран ЕС, особенно вне зоны «евро», начали заявлять, что не могут участвовать в соглашении без согласия национальных парламентов. А представители четырех стран вообще высказались в том смысле, что их участие в пакте будет зависеть от окончательного текста будущего соглашения.
«Нет простых и быстрых решений проблемы кризиса. Несмотря на то, что процесс создания бюджетного союза будет сталкиваться с задержками, Европа выйдет из кризиса более сильной, чем в его начале».
А. Меркель, канцлер ФРГ
Дальше – больше… Ситуация усугубилась ростом недовольства в самой еврозоне. Так, лидеры ирландской оппозиции потребовали от премьера страны Э. Кенни вынести вопрос об участии в новом соглашении на всенародный референдум, что почти неизбежно означает его провал. Кроме того, недовольство новым соглашением выразили оппозиционные партии Нидерландов. В Дании, хотя правительство поддержало соглашение, одна из партий-участниц правящей коалиции заявила о своем несогласии с этим ним. В то же время, Швеция опасается включения в соглашение специального налога на финансовые транзакции. Естественно, что рынок с осторожностью воспринял «судьбоносность» решений саммита ЕС.
Единственная, кто остается без страха и упрека– это канцлер ФРГ А. Меркель, которая не устает повторять, что договоренности саммита не имеют обратной силы, и Европа после подписания соответствующих соглашений уже не сможет свернуть с пути к бюджетному союзу. По ее словам, результаты саммита были бы «невообразимыми» пару месяцев назад и «не могут быть пересмотрены».
В поддержку позиции ФРГ выступил глава ЕЦБ М. Драги, который охарактеризовал результаты саммита как «прорыв». По его словам, уже сейчас начался процесс изменения европейской фискальной системы, который будет проходить по трем фронтам. Один из них — это действия самих стран, направленные на возвращение своей политики в правильное русло. Он считает, что государства находятся сейчас на правильном пути. При этом неизбежное снижение темпов экономического роста в краткосрочной перспективе будет компенсировано восстановлением доверия на рынках.
На фоне событий в Европе двоякую позицию заняли США. С одной стороны, Вашингтон опасается распада Евросоюза, с другой — хотел бы переложить часть своих проблем на Европу, чтобы вывести из-под удара собственную экономику, также переживающую не лучшие времена. 14 декабря в ходе закрытой встречи с представителями Конгресса глава Федеральной резервной системы США Б. Бернанке заявил, что ФРС не планирует оказывать европейским банкам дополнительную помощь в разгар долгового кризиса. По его словам, ФРС не пойдет дальше предоставления ликвидности по соглашениям о валютных свопах, которые были возобновлены в мае 2010 года.
Неделя предполагала вялотекущую динамику, если бы рынки не были взбудоражены новостями из Ирана и решением ОПЕК. Заявление представителя иранского парламентского комитета по безопасности о возможности закрытия Ормузского пролива вызвало панику угрозой возникновения дефицита нефти в Европе. И моментально стоимость нефтяных фьючерсов выросла на несколько долларов.
В свою очередь, ОПЕК на заседании приняла решение увеличить квоту на добычу до 30 млн барр. в сутки. Впервые с 2008 года организация поменяла ограничения по уровням добычи. Таким образом, страны картеля смогут приблизиться к соблюдению установленных лимитов, ведь в настоящее время все они добывают больше. Согласно данным ОПЕК, страны организации (с учетом Ирака) в ноябре добывали 30,37 млн барр. в сутки. Своим решением ОПЕК способствовала снижению цены нефти в среднем на $5. Тем более, что накануне Иран заверил о том, что не планирует перекрывать Ормузский пролив.
На следующей неделе следует ожидать реакции рынка на публикацию данных о заявках по безработице в США. Ожидается, что цена нефти WTI будет $90…97/барр., а Brent – в пределах $103…110/барр. с возможным изменением ценовых трендов вследствие реакции на эффективность действия руководства ЕС по стабилизации экономической ситуации в еврозоне.
49% несчастных случаев происходит после слов: «Смотри, как я могу» . Остальные 51% — после слов: «Ерунда… Смотри и учись, как надо».