
План действий правительства-2016 предусматривает: до 30 июня принятие соответствующих нормативно-правовых актов о порядке оплаты работы АЭС в режиме регулирования мощности, и до 31 декабря – «внедрение механизма эксплуатации АЭС в режиме регулирования мощности». Но такие планы – это доказательство некомпетентности.
Такое мнение в комментарии «Терминалу» выразила Ольга Кошарная, эксперт Ассоциации «Украинский ядерный форум».
По ее словам, режим суточного регулирования мощности (СРМ) позволяет проводить разгрузку-загрузку энергоблока АЭС с ВВЭР-1 000 в соответствии с четким алгоритмом в четком диапазоне и с установленной технологическим регламентом безопасной эксплуатации (далее – ТРБЭ) скоростью изменения мощности реакторной установки. При этом обеспечивается строгий контроль над соблюдением параметров работы энергоблока в соответствии с требованиями норм и правил по ядерной и радиационной безопасности. Изменение мощности происходит в диапазоне 100-75-100% от номинальной мощности.
«Впервые режим СРМ был апробирован на энергоблоке №2 ХАЭС в 2006 г. в период второй топливной кампании. Спустя 9 лет с 21 апреля 2015-го по 11 мая 2015 г. на энергоблоке №2 ХАЭС осуществлялась также опытная эксплуатация режима СРМ – по счету это десятая топливная кампания. Опытная эксплуатация энергоблока в режиме СРМ происходит согласно положениям Технического решения по опытной эксплуатации режима СРМ. Для завершения опытной эксплуатации и переходу к промышленной эксплуатации необходимо осуществить около 200 циклов разгрузки-загрузки за одну топливную кампанию. В прошлом году этих циклов было 21.
Необходимо также модернизировать оборудование, чтобы обеспечить:
- контроль поля выделения энергии в активной зоне при работе с циклической сменой мощности;
- автоматический контроль активности теплоносителя первого контура;
- замену основных регулирующих клапанов 2-го контура;
- внедрение системы автоматического процесса изменения нагрузки турбогенератора, и другие мероприятия.
На эти мероприятия необходимы средства, которые можно взять только из тарифа, и к тому же готовить технические решения, которые в обязательном порядке должны согласовываться с Госатомрегулирования.
С моей точки зрения, внедрение СРМ в указанные в плане сроки нереально не только для всех энергоблоков, но и для одного энергоблока – №2ХАЭС, на котором проводилась опытная эксплуатация. Ни НАЭК «Энергоатом», которая в соответствии с законодательством полностью отвечает за безопасную эксплуатацию АЭС, ни Госатомрегулирование, контролирующее соблюдение норм и правил ядерной и радиационной безопасности, не пойдут на СРМ без проведения соответствующей модернизации и завершения в полном объеме опытной эксплуатации на самом новом энергоблоке №2 ХАЭС.
Появление такого пункта в плане правительства – иллюстрация некомпетентности и непрофессионализма прежде всего руководителя Департамента ядерной энергетики и атомной промышленности С. Ермака, бывшего финансового директора сетевого супермаркета, назначение которого министром В. Демчишиным произошло с грубейшим нарушением положений постановления КМУ от 27.12.2008 г. «Квалификационные требования к руководителям и заместителям руководителей органов государственного управления в сфере использования ядерной энергии», и приказа Минэнергоугля от 16.01.2013 №456. В эти требования входят наличие соответствующего профильного образования (энергетика, прикладная физика), стаж работы на руководящих должностях на предприятиях и организациях ядерной отрасли и т. п.
Ядерная отрасль является сложной с технологической и инженерной точки зрения, она не терпит непрофессионализма и непонимания сути происходящих в ядерном реакторе процессов. Ошибки в этой сфере обходятся дорого не только государству, но и человечеству. Один из последних примеров – авария на АЭС Фукусима, принадлежащей компании ТЕРСО, во главе которой стоял не ядерщик по образованию, а «эффективный менеджер» — отмечает эксперт.
Детальнее о Плане работы Кабмина на 2016 год читайте здесь.
С мнениями экспертов касаемо Плана Вы можете ознакомиться здесь.