Утвержден порядок выдачи лицензий и проведения аукционов по недропользованию
Не прошло и полгода… Правительство наконец-то смогло сформулировать требования к проведению аукционов по недропользованию и порядку предоставления специальных разрешений на пользование недрами (тексты постановлений имеются в распоряжении редакции). Ускорение процессу утверждения документов, которые недропользователи ждали еще в начале года, дало выступление главы государства. Виктор Ющенко, воспользовавшись хорошей возможностью раскритиковать работу правительства, заявил: «Ежегодное промедление с принятием порядка предоставления разрешений на пользование недрами приводит к остановке процесса их выдачи на несколько месяцев.
В результате остаются не рассмотренными около тысячи заявок от компаний». В частности, в добыче углеводородов скопилось более 50 лицензий на геологическое изучение и разведку. Так, в 2004 г. Государственный комитет природных запасов щедро раздавал специальные разрешения, срок действия большинства которых истекает в этом году. Из-за отсутствия порядка предоставления лицензий добывающие компании не могли принять решение – то ли подавать документы в Государственную комиссию по запасам и идти на получение разрешения на промышленную разработку, то ли найти повод для продления геологоразведки. Глава комиссии Георгий Рудько сетовал на то, что с начала года обращений компаний для оценки запасов было немного. «До сих пор у нас нет нормального документа, поэтому компании не спешат проводить оценку. Раньше порядок предоставления специальных разрешений гарантировал компании, которая провела разведку месторождения, выдачу лицензии на промышленную эксплуатацию без аукциона. Сейчас этого нет, — говорит он. – Кроме того, компаниям не обязательно проводить оценку запасов после истечения срока действия лицензий на геологоразведку. Есть ряд моментов, позволяющих продлить срок ее действия». Сергей Апостолака из «Куб-Газа» добавляет, что максимальный срок продления лицензии на геологоразведку — три года. «Компания может подать обоснование о том, что рядом есть еще залежи. Таким образом, для определения контуров месторождения и объема его запасов нужно провести доразведку. Но опять же, без порядка предоставления лицензий ведомство не будет пересматривать сроки», — считает он.
По данным редакции, «Куб-Газ» защитил запасы по Крутогоровской площади и намерен получить лицензию на ее промышленную разработку. Кроме того, «Гео Альянс» готовится к защите запасов по ряду своих площадей. Пресс-секретарь «Гео Альянса» Татьяна Слипченко рассказала, что «компания вышла на качественно новый технологический уровень, благодаря чему мы сумели выполнить сложнейший капитальный ремонт скважины, проперфорировать новые горизонты». Остальные добытчики, опрошенные редакцией, отказались раскрывать свои планы, жалуясь на чрезмерную закрытость рынка. Между тем, снижение заказов у сервисных компаний («Терминал» писал об этом в №13 за 2009 г.) и статистика указывают на то, что многие недропользователи предпочтут правдами-неправдами продлить срок действия разрешений на геологическое изучение и разведку. Согласно оперативным данным за май, разведочное бурение за пять месяцев этого года составило 64,19 тыс. м против 74,233 тыс. м в прошлом году; в эксплуатационном бурении за отчетный период пройдено 76,44 тыс. м, тогда как в минувшем году – 81,38. Более того, порядок предоставления специальных разрешений на пользование недрами заставляет задуматься о продлении. В частности, восьмой пункт гласит, что без проведения аукциона получить лицензии могут государственные унитарные и казенные предприятия, а также хозяйственные общества, в которых доля государства составляет более 60%.
Также, согласно порядку, право на добычу полезных ископаемых получат предприятия, образовавшиеся в процессе приватизации государственных предприятий, основным видом деятельности которых являются добыча и переработка полезных ископаемых, если на разрабатываемом участке закончились запасы, с расширением участка, ранее предоставленного в пользование, но при условии, что смежный участок в пользование не отдан. Данный пункт «оправдал» самые худшие ожидания добытчиков. Разговоры о том, что все лицензии пойдут с молотка, велись с начала года, но компании надеялись на здравый смыл чиновников. «Это логично, когда компания, проведшая геологоразведку, вне аукциона получает лицензию на промышленную эксплуатацию, — говорили они. – Если наши лицензии выставят на аукцион, а мы намерены вести промышленную разработку, то за один объект придется платить дважды. Причем стоимость лицензий на промышленную эксплуатацию на порядок выше, чем за геологоразведку». Старший юрист «Василь Кисиль и Партнеры» Михаил Щетка также не видит логики в данном пункте и считает, что он противоречит другим законам. «Порядок не предусматривает возможности получения лицензий на пользование недрами без проведения аукционов ни победителям конкурсов, как это предусмотрено Законом «О нефти и газе», ни участникам СРП, заключенных в соответствии с Законом «О соглашениях о разделе продукции». Порядок фактически их игнорирует, — считает М. Щетка. – Восьмым пунктом правительство делает шаг к государственной монополизации в недропользовании». Слабым утешением может служить порядок проведения аукционов. Он предусматривает, что организатор аукциона согласовывает с недропользователем, за счет которого велось геологическое изучение недр и подсчет запасов, стоимость проведенных работ. Последняя закладывается в цену лицензии, и в случае перехода разрешения в «чужие руки» ему возвращается указанная сумма. Если компания решит продолжить работу на месторождении, то ее освобождают от оплаты геологоразведки, но чтобы аукцион состоялся, должны быть поданы две заявки на месторождение.
Стоит обратить внимание и на 13 пункт порядка предоставления лицензий. Речь идет о том, что недропользователь не может дарить, продавать или другим путем отчуждать предоставленные ему разрешением права, в том числе передавать их в уставный фонд, а также в состав совместной деятельности, создавать совместное предприятие или какие-либо объединение с целью использования недр. М. Щетка отмечает, что аналогичная норма есть в Законе «О нефти и газе», но это ограничение впервые распространяется на все виды полезных ископаемых государственного значения. Получается, что Cadogan Petroleum, заявивший на прошлой неделе о возможной продаже своего бизнеса, может уйти из Украины только через аукцион.
Для справки. Согласно сообщению компании на Лондонской фондовой бирже, ее деятельность на Покровском, Пирковском, Загорянском месторождениях в Восточной Украине и на Битлянском месторождении в Западной Украине не привела к получению ожидаемых результатов. Дебит тестовых скважин в Восточной Украине оказался хуже ожиданий, а на Пирковском и Загорянском месторождениях зафиксировано резкое его падение. Cadogan Petroleum отметила, что еще не определено, связано ли это с фундаментальными характеристиками самих месторождений, с недостатками местного бурового оборудования или же с другими операционными трудностями, однако в настоящее время потенциал месторождений находится под вопросом. Менеджмент компании заявил о необходимости продолжения программы рационализации портфеля активов, допуская возможную продажу лицензий на Покровское, Пирковское и Загорянское месторождения, а также продажу компании.