
В течение недели развитие событий шло в соответствии с утвержденным в конце марта сценарием. Лидеры ведущих стран мира активно продолжали проверять на прочность нервы инвесторов, используя обычный набор инструментов. Цены на нефть не спешат снижаться.
По традиции неделя началась с потока новостей из Китая. Неожиданно для рынков Пекин продемонстрировал положительное сальдо внешнеторгового баланса за март текущего года. Так, по данным Главного таможенного управления Китая, экспорт в прошлом месяце превысил импорт на $5,35 млрд. При этом в феврале был зафиксирован максимальный месячный дефицит торгового баланса за весь период сбора данных – то есть с2000 г. — $31,48 млрд. Хотя в марте эксперты прогнозировали дефицит — оценки при этом колебались от $3,15 млрд до $3,5 млрд — однако объем экспорта из Китая увеличился в марте на 8,9% до $165,66 млрд, а импорт — на 5,3% до $160,31 млрд.
После негативного потока новостей предыдущей недели участников рынка должны были обрадовать такие перемены. Но, выдержав паузу, Китай, определенный как главный поставщик «плохих» экономических новостей в апреле, опубликовал данные о ценах потребителей и производителей за март, которые засвидетельствовали рост инфляции в основном из-за резкого взлета цен на продовольствие. По данным Национального бюро статистики, потребительские цены выросли на 3,6% в марте по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Аналитики же ожидали увидеть показатель на уровне 3,3%. В годовом выражении инфляция за I квартал текущего года достигла отметки 3,8%. Месяц к месяцу индекс потребительских цен вырос на 0,2% по сравнению со снижением в феврале на 0,1%. Цены на продовольственные товары поднялись на 7,5% — показатель оказался выше февральских цифр (6,8%), но ниже январских, когда цены выросли на 10,5%.
Под конец недели инвесторов разочаровали и данные по ВВП Китая за I квартал. До публикации статистики на рынках циркулировали слухи о существенном росте ВВП страны, однако данные не только не отразили ожидаемого замедления темпов роста, но и вышли хуже консенсус-прогноза — 8,1% к предыдущему году против ожидавшихся 8,4%. Рынок нефти спокойно отреагировал на поток статистической информации, и снижение нефтяных котировок больше напоминало коррекцию.
«Нельзя систематически вколачивать в голову человека представления о нем окружающих без того, чтобы это никак не отразилось на его мышлении».
(Гордон Оллпорт, американский психолог)
Инвесторы несколько недоумевают по поводу радостных заявлений представителей ФРС США о скором переходе процесса восстановления американской экономики от скромных темпов к умеренным. Этот нюанс нашел свое отражение даже в обзоре ФРС США «Бежевая книга». В документе указано на позитивные тенденции в американской экономике: производственный сектор продолжает расширяться, спрос на профессиональные бизнес-услуги растет, объемы грузоперевозок увеличиваются, повышаются продажи новых автомобилей, растет туризм, условия для сельскохозяйственного бизнеса улучшаются, увеличиваются объемы добычи нефти и горнорудного производства, есть некоторые положительные сдвиги в сфере потребительского и корпоративного кредитования.
Вместе с тем, деловая активность на рынке недвижимости находится на «низком» или на «невысоком» уровне. Основной спрос сконцентрирован в двух секторах: квартиры и жилье в домах для престарелых. И самое главное — все промышленные предприятия и ритейлеры выражают озабоченность растущими ценами на нефть.
Другая важная публикация – данные о дефиците федерального бюджета США – «била в ту же струю»: дефицит бюджета в марте составил $198,2 млрд, увеличившись почти на $10 млрд по сравнению с мартом прошлого года, но сократившись по сравнению с рекордным февральским дефицитом, составившим $232 млрд. Но… Без учета марта, за два месяца увеличение дефицита составило $430 млрд. Отметим: в 2011-м за аналогичный период – $410 млрд, в 2010-м было $286 млрд, а в самый разгар кризиса2009 г. — $385 млрд. На прошлой неделе Бюджетное управление Конгресса опубликовало прогноз по бюджетному дефициту на текущий финансовый год, ожидая, что он составит $1,2 трлн в сравнении с $1,3 трлн в2011 г. Откуда деньги возьмутся на покрытие такой суммы, если экономика совершает переход от скромного к умеренному росту?
На фоне новостей из США и Китая европейские проблемы выглядят как-то блекло. К примеру, испанское правительство заявляет, что обойдется без помощи ЕС и МВФ. Но об этом несколько лет твердили и в Афинах, и результаты известны. Даже новостной фон вокруг Ирана не столь примечателен. Ну, прекратили экспорт нефти в Испанию и ФРГ. А Мадрид уже поспешил объявить, что с февраля Испания не получает иранскую нефть. Все ждут, чем закончатся переговоры по ядерной программе Ирана в Стамбуле. Вот тогда и тренд сформируется…
А пока на следующей неделе возможна реакция рынка на публикацию пакета макроэкономической статистики по США и еврозоне. Ожидается, что цена нефти WTI составит $98…106/барр., а Brent — $118…126/барр. с изменением ценовых трендов как реакция на события на Ближнем Востоке и в Северной Африке.
Сын пришел с улицы.
– А санки где?
– Дал девочке покататься, она там с дедушкой, принесут…
Порадовались, конечно, что мальчик добрый — жаль только, легковерный. Через два часа точно, принесли санки, и дедушка ему шоколадку купил. А сын достает из кармана сотовый и говорит деду:
– Вот вам ваш телефон…