Бездумный перенос «бразильского опыта» на украинскую землю способен создать нешуточные проблемы отечественным автомобилистам
19 апреля 2012 г. на официальном сайте Минэнергоуглепрома был обнародован законопроект «о поэтапном добавлении биоэтанола к бензину». Как оказалось, результатом двухмесячной деятельности специальной рабочей группы, созданной в соответствии с январским поручением Совета национальной безопасности и обороны, стал документ объемом меньше страницы. Он предусматривает, что в 2014-2015 гг. обязательное содержание биоэтанола «в бензинах моторных, производимых и/или реализуемых на территории Украины», должно составить не менее 5, а с 2016 г. – не менее 7% (объемных).
При этом добавлять биоэтанол к углеводородной основе (бензину, фракциям, компонентам и т.д.) смогут лишь предприятия, «перечень которых определяется Кабинетом Министров Украины по представлению центрального органа исполнительной власти, обеспечивающего реализацию государственной политики в ТЭК». Как всегда восторженно рапортуя о подготовке законопроекта, пресс-служба отраслевого министерства живописует «ведущий мировой опыт, в частности Федеративной Республики Бразилия», обещая в случае его использования создание благоприятных условиий для «развития рынка моторного топлива и усиления энергетической независимости Украины». Но насколько глубоко интересовались отечественные чиновники этим самым опытом?
Действительно, ныне, как сказано в пояснительной записке к законопроекту: «В 2011 г. в Бразилии доля автомобилей, потребляющих бензин с содержанием 25% биоэтанола, составила 50%, к 2020 г. их запланировано довести до 86%». Добавим, что свыше 5 млн транспортных средств Бразилии используют даже не Е25, а acool – водно-спиртовую смесь азеотропного состава с 96% этанола. Этот продукт продают 18 тыс. из 22 тыс. бразильских заправок. Еще 19 млн автомобилей страны адаптированы для других видов смесевого топлива. Благодаря переходу на их использование в стране удалось создать 0,7 млн рабочих мест в сфере производства спирта и 9 млн – в смежных отраслях, отказаться от экспорта в 1976-2011 гг. 240 млн т нефти. Сегодня в Бразилии получают вдвое больше этанола, чем в 1976 г. Настолько же сократились производственные затраты. Использование этанола помогло очистить воздух мегаполисов. За счет биодобавок Бразилия обеспечивает около 38% своих потребностей в моторном топливе. Ни одна другая страна мира не в состоянии настолько эффективно применять этанол.
Реализация «бразильского чуда» проходила в два этапа. К концу второго этапа за счет этанола Бразилия обеспечивала около 50% своих потребностей в моторном топливе. Однако затем возникли проблемы. Во-первых, цены на нефть упали, и этанол вновь стал дороже бензина. Во-вторых, экономический кризис и вызванное им сокращение государственных расходов привели к отмене всех налоговых льгот. В-третьих, подорожание сахара способствовало сокращению производства спирта. Но автопарк продолжал обновляться: производители выпускали автомобили, рассчитанные на использование этанола. Как следствие, в 1990 г. спирта было произведено меньше, чем требовалось. Сократив потребность в импортируемой нефти с 52 до 22%, в 1990-х Бразилия была вынуждена импортировать (!) этанол и смешивать его с метанолом. Ситуация улучшилась с появлением в конце 1990-х автомобилей в исполнении FFV (flexible fuel vehicles), способных работать как на традиционном, так и смесевом топливе.
Успех использования этанола в Бразилии во многом обусловлен рекордно низкой себестоимостью…
В чем же секрет «бразильского чуда» - читайте в журнале «Терминал» №16 (602) от 23 апреля с.г.