
Сергей Сапегин
Директор Научно-технического центра «Психея», член Общественного совета при Минэнергоугля, канд. техн. наук
Геннадий Рябцев
Директор специальных проектов Научно-технического центра «Психея»
За 23 года в Украине так и не создана система, способная защитить права потребителей нефтепродуктов.
В отличие от агрессивной соседки, у которой, как известно, две беды – дураки и дороги (причем первые очень «талантливо» расставлены), у нашей страны их три – еще и низкокачественное топливо. И если о первых двух родное государство время от времени вспоминает, то о третьей забыло вовсе. Уже без малого шесть лет, как украинским слугам народа, говоря словами героя Александра Бушкова, «плевать, чихать и, я бы сказал, наср… ну, вы поняли» на то, какое топливо заливают в баки своих «железных коней» более девяти миллионов украинских автомобилистов. Лабораторные проверки качества бензина и дизельного топлива прекращены, а деятельность компаний, выпускающих и реализующих некачественные нефтепродукты, не только не пресекается, но фактически поощряется. Нужно быть очень наивным, чтобы поверить в отсутствие в государственном бюджете страны 80 млн грн, необходимых для проверки каждой украинской заправки хотя бы раз в год. Ведь эта сумма составляет всего 0,3% поступлений от собираемого акцизного налога на автомобильный бензин и дизельное топливо.
Преступное бездействие государства привело к тому, что до трети продаж нефтепродуктов пребывает в тени. Только по высокооктановому бензину объемы предложения, подсчитываемые разными органами исполнительной власти, различаются более чем на полмиллиона тонн. По 200…300 тыс. т реализованных на оптовом рынке компонентов бензина и дизельного топлива (без учета метиловых эфиров и топливного этанола) ежемесячно исчезают, не оставляя налогового следа. До миллиона тонн потребляемого страной моторного топлива получено из коксохимического сырья, газового конденсата, стабильного газового бензина и прочих полуфабрикатов, которые могут быть переработаны в товарные продукты лишь на высокотехнологичных предприятиях.
На словах власть постоянно демонстрирует желание железной рукой обеспечить «стабильное функционирование рынка нефтепродуктов», но понимает под этим лишь наличие у граждан достаточного количества топливных суррогатов по не вызывающей истерик у оппозиции цене. Увлекшись административным регулированием и не позволяя трейдерам адекватно реагировать на процессы, происходящие на мировом рынке, правительство оставило операторам лишь два пути для сохранения бизнеса – необоснованное завышение цен или «оптимизацию» качества нефтепродуктов.
Следуя первым из них, владельцы розничных сетей массово вывели на рынок «премиальные» нефтепродукты, которые позволяют увеличить выручку на 5…15% благодаря наценке «за качество». В настоящее время две трети украинских АЗС предлагают два десятка марок бензина «с именем». При этом мало кто из трейдеров способен доказать, что потребительские характеристики такого топлива оправдывают установленную для него наценку, а потребитель вынужден мириться с таким положением дел, надеясь, что дорогие нефтепродукты не могут быть некачественными. К сожалению, достаточно успешные попытки отдельных трейдеров вывести в премиальный сегмент «экологически чистые» топливные смеси по цене бензина А-95-Евро вида I свидетельствуют, что прямой зависимости между ценой и качеством на отечественном рынке нефтепродуктов не существует.
Подробнее материал читайте в журнале «Терминал»