
Баланс оценок финансово-экономического состояния украинских предприятий стал более оптимистичным.
Ежеквартальное исследование, проведенное департаментом статистики и отчетности Национального банка Украины в сентябре, продемонстрировало улучшение самооценки представителей отечественного бизнеса, несмотря на неудовлетворительные макроэкономические показатели страны в целом. По сравнению с предыдущим докладом индекс деловых ожиданий 858 респондентов банка вырос еще на пять пунктов, выйдя на уровень первой половины прошлого года.
Несмотря на это, сценарий правительства, согласно которому падение реального ВВП в 2015 г. должно было составить 8,6%, оказался слишком оптимистичным. Причинами этого, по мнению экспертов Минэкономразвития, стали:
- разрушение производственных мощностей и транспортной инфраструктуры на территории военного конфликта;
- утеря межотраслевых и логистических связей в региональном и внешнеэкономическом пространстве;
- осложнение международных отношений с основным торговым партером Украины – РФ;
- недоступность энергетического сырья (угля);
- существенный рост инвестиционных рисков и негативных ожиданий населения;
- накопленные системные диспропорции, следствием которых стали девальвационные и инфляционные шоки.
Сегодня консалтинговые агентства и большая часть отечественных аналитиков говорят о большой вероятности сокращения ВВП Украины на 10…15%. Октябрьские расчеты Fitch и МВФ предполагают 10- и 11-%-е снижение, Национальный банк прогнозирует 11,6% падения, а Standard&Роог’ѕ – 15% (год к году).
Эксперты, опрошенные Минэкономразвития, считают основными внешними рисками ближайших девяти месяцев:
- недостаток внешнего финансирования и ограниченный доступ к международным рынкам капитала (интегральная оценка 12 из 17 при средней вероятности проявления риска и значительном влиянии на экономику);
- эскалацию украинско-российского конфликта (12 из 17 при тех же рисках);
- сворачивание иностранными компаниями инвестиционных планов или перенос сроков их реализации из-за макроэкономической неопределенности (11 из 17 при высокой вероятности проявления риска и умеренном влиянии);
- неполучение запланированного финансирования от МВФ (10 из 17 при средней вероятности проявления риска и значительном влиянии);
- медленное восстановление мировой экономики и сохранение низких цен на сырьевых рынках (9 из 17 при средней вероятности проявления риска и умеренном влиянии);
- недостаточные объемы донорской помощи (9 из 17 при тех же рисках).
Главными внутренними рисками названы:
- снижение платежеспособности реального сектора экономики (интегральная оценка 13 из 17 при высокой вероятности проявления риска и умеренном влиянии на экономику);
- наращивание негативных инфляционных ожиданий населения страны (13 из 17 при тех же рисках);
- сохранение низкой кредитной активности коммерческих банков (12 из 17 при тех же рисках);
- обострение дефицита энергетических ресурсов, в том числе угля (11 из 17 при средней вероятности проявления риска и значительном влиянии);
- усиление девальвационных тенденций на валютном рынке (11 из 17 при тех же рисках);
- проведение значительной эмиссии для финансирования дефицита бюджета (9 из 17 при средней вероятности проявления риска и умеренном влиянии).
Как ни странно, но в перечень рисков не включены:
- неэффективная реализация ключевых реформ;
- отсутствие заметного прогресса в восстановлении контроля над зоной проведения АТО;
- ухудшение ситуации на рынке труда (даже без учета 1,6 млн внутренних переселенцев);
- практически полное отсутствие легальной экономической деятельности на территории, неподконтрольной правительству Украины;
- увеличение задолженности по заработной плате (около 53,4 млн грн).
Респонденты Минэкономразвития полагают, что национальная валюта подешевеет к январю до 24,97 грн/$1 (с вариацией значений 21,65…29,00). Новой девальвации опасаются и 81% респондентов Национального банка. По их консолидированному мнению, в ближайшие 12 месяцев следует ожидать снижения курса до 26,10 грн/$1. И хотя аналитики регулятора намекают на «инерционность ожиданий», предсказанное поведение гривни вполне реально, поскольку ей угрожают:
- политическая нестабильность;
- фискальный разрыв, равный всем доходам бюджета;
- чрезмерная долговая нагрузка на экономику (объем платежей по его погашению в 2015 г. прогнозируется в размере почти 159 млрд грн, что на 31% больше плановых показателей прошлого года);
- снижение платежной дисциплины (особенно на востоке страны и в энергетическом секторе после повышения тарифов на ЖКУ);
- тенизация экономики (бизнес продолжает уходить от уплаты налогов);
- замораживание инвестиционных проектов и отток капитала из страны;
- невысокий спрос, обусловленный низкой платежеспособностью потребителей.
Вопреки экономическим проблемам, баланс оценок 858 респондентов Национального банка в отношении улучшения и ухудшения их бизнеса возрос до двух пунктов (+24 по сравнению с первым кварталом), а индекс деловых ожиданий улучшился с 95 до 100 (то есть до уровня первой половины прошлого года). В целом положительной оказалась и динамика оценок финансово-экономического состояния украинских предприятий (+0,5 пункта по сравнению с предыдущим кварталом).
Приостановилось и увеличение инфляционных показателей, росших на протяжении полутора лет. Респонденты Национального банка считают, что за 12 ближайших месяцев товары и услуги подорожают «всего» на 26%. Не менее 30% инфляции ожидают всего 29% предпринимателей, хотя в начале года об этом думал 51% опрошенных. Такая оценка выглядит оптимистичнее ожиданий МВФ (+50%), Standard & Poors (55%) и даже июльских расчетов правительства, в соответствии с которыми индекс потребительских цен по итогам 2015 г. составит 146%, а цен производителей – 132% (декабрь к декабрю). Основными составляющими роста станут: девальвация гривни (является определяющей для 85% опрошенных), увеличение производственных затрат (для 64%) и усиление фискального давления (22%).
Главным фактором, который будет определять отпускные цены на товары и услуги, по мнению представителей бизнеса, впервые за все время опросов стал курс гривни. В этом уверено 66% респондентов. Вторую строчку рейтинга, ненамного опередив стоимость сырья и материалов (61%), заняла цена на энергоносители (64%). Эти три фактора оставили далеко позади (на 35 пунктов) все остальные. Показательным, впрочем, стал рост значимости стоимости трудовых ресурсов. Вместе с тем, уменьшилось влияние на отпускные цены налогового давления и уровня кредитной ставки. Как следствие, снизить стоимость выпускаемых товаров намерены всего 3% опрошенных Национальным банком предпринимателей, хотя роста производственных затрат ожидают лишь 56% респондентов.
Парадоксом опроса остается тот факт, что лишь 9% респондентов назвали значимыми для стоимости выпускаемой продукции мировую конъюнктуру и менее одного процента (!) – конкуренцию со стороны иностранных производителей. Достаточно низким, по мнению предпринимателей, остается влияние на отпускные цены внутренней конкуренции и спроса (14 и 15%).
Ситуацию на рынке труда опрошенные Минэкономразвития аналитики не считают значимым риском. Всего 10% респондентов Национального банка ощущают недостаток рабочей силы, мешающий развитию производства. Неудивительно, что 47% предпринимателей не собираются повышать зарплаты своим работникам в ближайшие 12 месяцев, а 3% намерены их сократить, притом что в ушедшем году треть работодателей заморозили уровень оплаты труда, а 14% его уменьшили. Только пятая часть респондентов повысила зарплату всем сотрудникам, около 40% – отдельным специалистам, но не более чем на 10% (в среднем).
Около 18% опрошенных планируют в ближайшие 12 месяцев сократить штат сотрудников. Это соответствует ожиданиям правительства, прогнозирующего на 2015 г. рост безработицы, определяемой по методологии МОТ, с 7,5 до 10,8% от экономически активного населения в возрасте 15…70 лет (18 млн чел.), хотя расчеты МВФ и а Standard&Роог’ѕ говорят об 11 и 11,5% соответственно. При этом количество вакансий в Украине сократилось на треть, а средняя конкуренция за год выросла втрое (если учитывать 1,6 млн временно перемещенных лиц – с 2,5 до 20…30 претендентов на место). По данным Госстата, количество безработных в стране уменьшается. Но эти оценки не соответствуют реальному положению дел, поскольку 5 млн трудоспособных граждан не в состоянии определить свой род занятий однозначно.
Политическая нестабильность вновь стала главной по значимости преградой, мешающей развитию производства. Так считают 53% опрошенных Национальным банком. Примерно половина респондентов (49%) поставили на первое место проблемы с валютой. Беспокоят предпринимателей стоимость энергоносителей, сырья и материалов (48…49%), а также недостаточный спрос (32%) и дефицит оборотных средств (30%). В преддверии принятия бюджета бизнес начинает опасаться и налоговых изменений. Они тревожат треть предпринимателей (33%).
Улучшился баланс ожиданий в отношении объемов реализации товаров и услуг. Около 27% респондентов считают, что они возрастут. При этом наибольший оптимизм демонстрируют предприниматели западных областей (за исключением разочарованных чем-то ивано-франковцев).
Бизнесу по-прежнему нужны заимствования. Оценка потребности в них растет четвертый квартал подряд, в первую очередь в энерго- и водоснабжении. Но привлечь необходимые ресурсы способны не все, из-за чего многие респонденты Национального банка испытывают дефицит оборотных средств (трети опрошенных это мешает развивать производство).
Взять кредит хотели бы 35% предпринимателей (из них в гривне – 87%). Столь малая доля желающих объясняется плохим доступом к деньгам. Факт этот зафиксирован 30-й раз подряд, хотя условия их предоставления в третьем квартале 2015 г. несколько улучшились. Во всяком случае, разница между долями ответов респондентов «доступ улучшился» и «доступ ухудшился» составила минус 50 пунктов (+5 по сравнению с предыдущим опросом). Впрочем, до 2008 г. она колебалась от плюс 15 до плюс 25. Основными факторами, усложняющими привлечение средств, деловое сообщество считает завышенные процентные ставки (является определяющим для 71% предпринимателей), нестабильный курс гривни и чрезмерные требования к стоимости залога (для 33%), а также сложное оформление документов (для 23%). К сожалению, удешевления кредитов не произойдет, пока не удастся повысить прозрачность экономики, инвестиционную привлекательность, суверенный рейтинг Украины и ее банков; снизить риски неплатежеспособности заемщиков и решить проблемы исполнения судебных решений.
Несколько сократилась доля респондентов, испытывавших сложности с проведением финансовых операций. Она уменьшилась до 9% (–10 пунктов по сравнению с первым кварталом 2015 г.).
Если связать анализ, проведенный экспертами Национального банка Украины и Минэкономразвития, с ситуацией на топливном рынке, можно сделать такие выводы:
- Потребительские расходы населения будут снижаться, а цена нефтепродуктов – определять выбор товара. Спрос на высококачественное топливо (в первую очередь, «именной» высокооктановый бензин) сократится. Возрастут безналичные продажи нефтепродуктов. При этом сохранятся существенные отличия в качестве реализуемого топлива и значительный разброс цен на нефтепродукты одинаковых марок.
- Рынок будет активно переходить на безналичные системы оплаты товаров и услуг. Это позволит ограничить доступ конкурентов к информации о ценовой политике операторов, привлечь потребителей программами лояльности, обеспечить гарантированные объемы продаж.
- Трейдеры будут стремиться урезать затраты на рекламу и информационное противостояние с конкурентами. Эпицентр конкурентной борьбы будет смещаться в сторону программ лояльности.
- Благодаря продлению до конца 2016 г. моратория на проверки субъектов хозяйствования и обусловленного этим продвижения на рынке низкокачественных нефтепродуктов и топливных суррогатов, на рынке усилится недобросовестная конкуренция. Тем не менее, растущая прозрачность рынка при активном использовании социальных сетей потребителями усложнит деятельность бадяжников.
- Значительные финансовые потери в период девальвации гривни и военных действий на востоке страны, а также сокращение потребления нефтепродуктов не позволят большинству трейдеров выполнить заявленные программы развития в полном объеме. Однако крупнейшие участники рынка продолжат наращивать свою капитализацию, привлекая кредиты в развитие розничных сетей и рыночной инфраструктуры. При этом будут игнорироваться растущие риски, тенденция к сокращению количества постоянно действующих заправок, преимущественно в депрессивных регионах страны, и нерентабельность работы АЗС с суточным объемом реализации нефтепродуктов менее 3 т/сут.
- Если национальные операторы при относительно стабильном курсе гривни смогут привлекать необходимые им финансовые ресурсы извне, то местные трейдеры будут оперировать главным образом собственными средствами и товарными кредитами, предоставляемыми импортерами.
- Из-за больших финансовых рисков и недостатка оборотных средств (у трети из них) большинство операторов будут закупать топливо в объемах, рассчитанных на одну-две недели. Это не позволит им выдерживать длительные атаки конкурентов (в том числе информационные). В результате количество субъектов хозяйствования, владеющих десятьюи более заправок, по меньшей мере в одном регионе, и доля компаний, контролирующих от одной до десяти заправок, будут сокращаться.
- Высокие цены на нефтепродукты, являющиеся инфраструктурными товарами, а также развал государственной системы контроля и надзора повысят привлекательность топливного рынка для криминальных и теневых структур. Единственным препятствием для активизации последних будут программы контроля, запущенные институтами гражданского общества, и увеличение прозрачности рынка. На Черниговщине и в Сумской области цены на нефтепродукты останутся минимальными. На Донбассе и в Луганской области, по понятным причинам, – максимальными. В Киеве цены на нефтепродукты будут ниже среднеукраинских, что обусловлено высокой конкуренцией на столичном рынке. На ивано-франковских и закарпатских заправках цены на топливо будут завышены по сравнению с уровнем зарплат (в том числе из-за «бензинового туризма»).
- Значимость доходов населения в рейтинге факторов, определяющих потребительские цены, будет расти (определяющими их считают 18% респондентов Национального банка Украины), что обусловит привязку цен бензина и дизельного топлива к уровню зарплат в регионах.
- Сокращение общих объемов реализации нефтепродуктов, скорее всего, прекратится. В этом уверено свыше 80% трейдеров (в начале года так считали только 40% участников рынка). Самые осторожные оценки характерны для ивано-франковских и житомирских предпринимателей. Самые оптимистичные – для херсонских и черновицких операторов, а также тех, кто работает в нижнем ценовом диапазоне.
- В целом по Украине розничные цены на нефтепродукты не будут определяться объемами их реализации на заправках. Однако в Ивано-Франковской и Закарпатской областях объемы наличных продаж могут сокращаться с подорожанием высокооктанового бензина. Обратная картина будет наблюдаться в столичном регионе, Полтавской и Днепропетровской областях.
- Самые мрачные ожидания, связанные с возможным подорожанием топлива на протяжении ближайших 12 месяцев, характерны для операторов Запорожской и Одесской областей. Самые оптимистичные прогнозы – у ивано-франковских трейдеров.
Судя по всему, предприниматели уже поняли, что заявления правительства об успехах реформ адресованы лишь иностранным донорам, и ничто не угрожает налаженным схемам ведения бизнеса, 42% которого приходится на эластичную и не обремененную официальными налогами скрытую экономику. Только этим, а также неверием в возможность дальнейшего ухудшения ситуации в стране можно объяснить оптимизм, с которым смотрят в будущее большинство респондентов Национального банка Украины.
Источник: «Терминал» №43 (785) от 26 октября 2015 г.