
Несмотря на ожидаемое снижение цен на энергоносители, украинская экономика становится все более уязвимой к воздействию извне
Одним из фундаментальных начал философии является закон взаимообусловленности и взаимозависимости предметов и явлений в природе. Поэтому топливный рынок Украины невозможно рассматривать в отрыве от процессов, происходящих в настоящее время в мировой и отечественной экономике, всем обществе в целом. Только комплексный анализ позволит отличить мифы от реальности и определить, в каком направлении следует двигаться дальше.
Сегодня достаточно сложно опровергнуть утверждение, что «рост» мировой экономики – это не более чем накопление новых долгов, а не восстановление ее реального сектора, куда направляется лишь небольшой ручеек из потока средств, вливаемых в финансовые учреждения. Абсурдный комплекс «реформ» и «количественных смягчений» не решил проблем неадекватной и/или фальшивой оценки рисков, активов и обязательств, теневого банкинга и систематических хищений, непрозрачности рынка деривативов и огромной концентрации средств, с помощью которых покупается политическая власть. Под эгидой «бюджетного стимулирования» государства занимают все больше, но когда «много денег» означает «много долгов» (и высокий процент, требующий еще больше средств, чтобы заплатить банкам), система долго не выдержит. Долговой пузырь, на котором основана мировая экономика, обязан лопнуть.
Финансовые учреждения Старого света поддерживают национальные правительства на плаву, одалживая им деньги, которые они, в свою очередь, занимают у Европейского центрального банка. При этом девятка крупнейших банков мира успешно «помогает» странам ЕС, проводя на континенте точно такие же операции, что привели к кризису 2008-2009 гг. Единственное отличие состоит в том, что вместо игр с американской недвижимостью они манипулируют государственными облигациями, по которым уже распродано более $0,5 трлн страховок (в основном в виде кредитных свопов). Но если, например, Греция выйдет из зоны евро, вызвав панику по долгам на европейской периферии, далеко не все финансовые учреждения смогут погасить свои долговые обязательства.
Банки Goldman Sachs, Morgan Stanley, J.P. Morgan, Jefferies, Barclays и другие ежедневно занимают десятки миллиардов долларов в краткосрочных кредитах, используя их, чтобы делать долгосрочные ставки на активы. Обычно такие заимствования воспринимаются как должное: финансовые организации постоянно проводят пролонгацию долгов, выплачивая старые займы за счет новых. Но если кредиторы станут подозрительными, это будет равносильно «мгновенному исчезновению воздуха из комнаты». Именно неожиданный отказ краткосрочных кредиторов от дальнейшего сотрудничества с MF Global, Lehman Brothers, Bear Stearns и AIG лишил последних возможности финансировать оборот долгосрочных активов для поддержания своей деятельности в 2008 г.
Между тем, долговые обязательства девяти крупнейших банков уже превышают $2,29 · 1014. Как заметил в свое время лауреат Нобелевской премии по физике Ричард Филлипс Фейнман: «В Галактике 1011 звезд. Раньше это считалось огромным числом. Но ведь это всего сотня миллиардов – намного меньше дефицита бюджета США. Такие числа называли астрономическими. Теперь их нужно называть экономическими»…
Подробнее о тенденциях на рынке читайте в журнале «Терминал» №23 (609) от 11 июня с.г.