Розовые надежды на дальнейшее развитие рынка LPG в Украине могут не оправдаться.
На протяжении последних лет автомобильный пропан-бутан стремительно завоевывает Украину. Еще в прошлом году его доля в структуре розничной реализации топлива через АЗС вплотную приблизилась к 15% – показателю, который предыдущая редакция Энергетической стратегии планировала достичь лишь к 2030 г. Казалось, нужно лишь радоваться успехам хотя бы одной сферы отечественной экономики, но…
Итак, где мы
В 1999-2015 гг. мировое потребление сжиженного нефтяного газа в качестве моторного топлива выросло с 11,5 до 27,5 млн т. Лидерами рынка остаются Южная Корея, где в прошлом году было использовано 3,7 млн т пропан-бутана, Турция, РФ, Таиланд и Польша. Но если 15 лет назад на долю десятки лидеров приходилось 83% всего потребления, то сегодня – меньше трех четвертей. При этом спрос на сжиженный нефтяной газ автопарком РФ возрос в пять, Турции – в девять, а Таиланда – в 22 раза. На таком фоне достижения Украины (+62%) выглядят довольно скромно, но и это позволяет нашей стране 15 лет подряд не покидать топ-10.
То же можно сказать и о количестве транспортных средств, способных использовать пропан-бутан в качестве основного или второго топлива. В соответствующем рейтинге Украина твердо занимает шестое место с 1,6 млн автомобилей, опережая по этому показателю тот же Таиланд (1,1 млн). Правда, в первом случае речь идет о весьма грубой оценке, поскольку далеко не все хозяева транспортных средств в нашей стране, установив газобаллонное оборудование, спешат их перерегистрировать, как того требует действующее законодательство. Из-за этого официальное количество автомобилей, способных работать на пропан-бутане, не превышает 300 тыс. единиц, что даже меньше, чем в 1999 г.
Что же касается остальных стран, то лидером по числу транспортных средств, использующих сжиженный нефтяной газ в качестве топлива, является Турция, располагающая 4,1 млн таких автомобилей. Практически вплотную к ней подобралась Российская Федерация, увеличившая свой газовый парк на порядок (с 0,4 до 3,9 млн единиц) всего за 15 последних лет. В первую пятерку входят также Польша (2,9 млн), Южная Корея (2,4 млн) и Италия (2,0 млн).
Всего же в мире используется по меньшей мере 25,5 млн газобаллонных автомобилей, что в 4,5 раза больше, чем в 1999 г. При этом с распределением транспортных средств наблюдается та же картина, что и с объемами потребления. Если 15 лет назад на страны первой десятки приходилось 79% газового автопарка, то сегодня – 72.
Постепенно растет и количество газовых заправок. К началу нынешнего года их насчитывалось около 65 тыс., тогда как в 1999 г. пропан-бутан предлагали вдвое меньше станций. По данному показателю с большим отрывом лидирует Турция (10,5 тыс.). За ней следуют Польша (5,5 тыс.), РФ (4,5 тыс.), Италия и Австралия (по 3,6 тыс.). Но если наша западная соседка предлагает сжиженный газ едва ли не на каждой действующей в стране заправке, то в РФ газовыми модулями оборудована лишь пятая часть станций.
Украина входит в топ-10 и по количеству АГЗС. Однако в перечень 3 000 заправок, упомянутых в отчете World LP Gas Association за прошлый год, похоже, были включены не только официально зарегистрированные, но большинство нелегальных станций. Во всяком случае, по данным мониторинга НТЦ «Психея», 1 сентября 2016 г. пропан-бутан в нашей стране предлагали не 3 000, а 1 795 заправок (390 «чисто газовых» и 1 405 модулей многотопливных АЗС).
В отличие от количества переоборудованных автомобилей и объемов потребления сжиженного нефтяного газа, концентрация заправок на территории десяти стран-лидеров рынка растет. Если 15 лет назад они располагали 55% всех действующих в мире станций, то сегодня – 61%. Впрочем, такое положение дел объясняется тем, что инфраструктура любого молодого рынка, как правило, не успевает за растущим спросом. Особенно показателен в этом плане Таиланд, где на каждую АГЗС приходится 950 автомобилей, работающих на пропан-бутане.
Однако не следует думать, что в последние 15 лет рост потребления сжиженного нефтяного газа на транспорте происходил во всех странах мира. Отрицательная динамика наблюдалась даже в двух странах первой десятки. В частности, в Австралии, где в 1999 г. 1,5 млн т пропан-бутана использовали 530 тыс. транспортных средств, потребление сократилось вдвое (до 0,7 млн т), а автопарк – до 480 тыс. единиц. «Не пошел» сжиженный нефтяной газ и в Японии. За 15 лет в Стране Восходящего Солнца из-за сокращения спроса с 1,6 до 1,2 млн т закрылись 400 пропан-бутановых заправок.
Полностью прочитать статью Вы сможете в №37 журнала «Терминал» от 12 сентября 2016 года.
Статья также содержит графики, которые демонстрируют, что:
- в 1999-2015 годах мировое потребление сжиженного нефтяного газа в качестве моторного топлива выросло с 11,5 до 27,5 млн т;
- количество транспортных средств, способных использовать пропан-бутан в качестве топлива в 1999-2015 годах возросло с 5,7 до 25,5 млн единиц;
- в 1999-2015 количество автогазозаправочных станций в мире возросло с 31 до 65 тысяч;
- в 2014-2016 годах соотношение между ценами на пропан-бутан и бензин А-95-Евро4 стимулировало потребителей к переоборудованию своих транспортных средств;
- установка газобалонного оборудования четвертого поколения на легковой автомобиль проезжающий от 3 тыс.км/мес., окупается примерно за год;
- благодаря росту спроса, количество легальных автозаправочных станций в Украине возросло, причем 326 из 1790 (18%) сосредоточены в столичном регионе;
- хотя спрос на сжиженный нефтяной газ растет, его производство в Украине с 2009 года последовательно сокращается;
- украинский рынок сжиженного газа все больше зависит от импортных поставок;
- если сравнивать ежемесячное наполнение рынка с официальными объемами реализации сжиженного газа через АЗС, то около 30 тыс. т ресурса (27%) останутся неучтенными;
- стремление выйти из-под присмотра понятно, поскольку даже на легальных станциях наценка для пропан-бутана на 11 пунктов выше, чем для других нефтепродуктов.




