
Украинские эксперты подчёркивают, что агрессивная политика в газовой сфере является не чем иным, как способом давления с целью склонить Украину к вступлению в Таможенный союз.
Украина готова пойти на уступки России, если Москва согласится пересмотреть газовые контракты в вопросе цены, заявил 18 октября премьер-министр Украины Николай Азаров. «Если бы российское руководство пошло нам навстречу в этом вопросе, мы бы также пошли ему навстречу», — отметил он, подчеркнув, что Киев по-прежнему «очень заинтересован» в пересмотре «крайне невыгодного» газового контракта. Глава украинского правительства не уточнил, о каких именно уступках может идти речь.
ИА REGNUM провел опрос киевских экспертов и политиков о том, что именно имел ввиду Азаров.
Валентин Жаронкин, политический обозреватель
Николай Азаров столько раз предлагал пересмотреть газовый контракт с Россией, что эти слова уже не стоит воспринимать в качестве новостного повода. Да, украинское правительство считает контракт невыгодным. Здесь тоже нет никакого открытия. Если в формуле расчета цены появятся какие-то новые слагаемые, например, вопрос аренды или продажи газотранспортной системы, стоимость газа может измениться. Вероятно, на подобные уступки и намекает премьер-министр. Однако даже гипотетическая возможность скидки ничего не меняет в российско-украинских газовых отношениях. Принципиальный выбор идет между двумя вариантами. Либо Украина получает российский газ по «европейской цене» — условно, 400 долларов плюс-минус. Либо она пользуется внутренними ценами Таможенного союза — условно, 160 долларов, как для Белоруссии. В Таможенный союз Украина с нынешним руководством вступать не будет, это решено уже окончательно. О чем говорить дальше? Поэтому вопрос цены на газ нужно оставить на усмотрение хозяйствующих субъектов, «Газпрома» и «Нафтогаза». Пусть они между собой решают: нужны ли скидки, что делать с ГТС, сколько газа будет закупать Украина и т.д. А превращать вопрос цены на газ чуть ли не самую важную проблему, стоящую перед правительством уже на протяжении многих лет, точно не стоит.
Сергей Таран, директор Международного института демократий
Нужно понимать, что вопросы газа Азаров вообще никогда не решал. Премьер-министры на Украине не решают вопросы газа, как и в России, за исключением того периода, когда Владимир Путин был премьер-министром. Потому что газовый вопрос всегда политический и всегда решался на высшем уровне. Подписание Юлией Тимошенко газовых соглашений — исключение. Сейчас же все решают первые лица в государстве. Азаров может, конечно, сейчас многое заявлять, но решать все будет все равно президент Виктор Янукович, особенно сейчас, когда отношения с Россией несколько обострились из-за подписания Украиной Соглашения об ассоциации. Азаров понимает, что Россия не пойдет на пересмотр газовых соглашений, а потому делает громкие заявления. Речь не идет о пересмотре внешнеполитического курса страны в сторону России. Идет речь, возможно, о каких-то вещах, которые связаны с интересом России в определенных отраслях экономики, возможно инвестиционной сфере, но не с внешнеполитическим курсом страны.