
Сергей Сапегин
Директор Научно-технического центра «Психея», член Общественного совета при Минэнергоугля, канд. техн. наук
Геннадий Рябцев
Директор специальных проектов Научно-технического центра «Психея»
Лицо отечественного топливного рынка вновь изменилось.
Весной 2011 г. эксперты НТЦ «Психея» заметили, что третий период развития топливного рынка, начало которому положила приватизация крупнейших перерабатывающих предприятий, подходит к концу. Нет, «дикий капитализм» не вернулся, но произошедшие три года назад показательные изменения однозначно указывали на зарождение нового нефтяного порядка. Перед нами, как перед героем Оскара Уайльда, «с поразительной ясностью встало то будущее, о котором говорил лорд Генри. Да, наступит день, когда… он станет отталкивающе некрасив, жалок и страшен». Время подтвердило опасения. Но оно же убедило, что все проходит. Поэтому сегодня, зимой 2014-го, следует говорить уже не о новом, а новейшем нефтяном порядке.
Весной 2011 г. ситуация в Украине выглядела таким образом:
- Благодаря романтизму политических элит, считавших мир благотворительным фондом, быстрому развитию электронных СМИ и упрощению доступа к информации, в Украине был сформирован социальный запрос на переустройство страны по «мировым стандартам», причем запросы потребления были существенно завышены.
- Глобальный экономический кризис и вызванное им сокращение доходов сделали быстрый переход на новое качество жизни невозможным. Разочарование усиливалось, превращаясь в гражданский протест и формирование движения несогласных.
- Чтобы удержаться у власти и победить в конкурентной борьбе, политики были вынуждены опереться на узкий корпоративный сегмент, представители которого сами стали политиками.
- В результате несколько финансово-промышленных групп превратились в основных заказчиков государственной политики и организующий элемент экономической системы.
- Успешность корпоративного сегмента стала гарантией устойчивости и конкурентоспособности государства в целом.
- Но на поддержку корпораций стало направляться все больше ресурсов, имевшихся в распоряжении нашего государства, для чего власть начала вмешиваться во все экономические процессы, связанные с получением прибыли, и дезертировала из секторов социальной ответственности.
- Не веря в способность власти распределять ресурсы в интересах всего общества, мелкий и средний бизнес ушел в «тень», распоряжаясь прибылью в обход государства.
Подробнее материал читайте в журнале «Терминал»