
Создание в Украине системы мониторинга качества нефтепродуктов выгодно не только потребителю, но и добросовестным трейдерам.
Текущее состояние рынка нефтепродуктов как было, так и остается не очень обнадеживающим. 30% рынка – это некачественное топливо. Из-за отсутствия государственного контроля над качеством нефтепродуктов, бессистемной работы государственных органов, которые должны были бы обеспечить рыночный надзор в этой отрасли, а также учитывая отсутствие самого органа рыночного надзора по Техническому регламенту о требованиях к автомобильным бензинам, дизельному, судовым и котельным топливам (далее – Техрегламент), сказать достоверно, что происходит на рынке нефтепродуктов на данный момент, не может никто. И если на крупных сетевых АЗС ситуация с качеством топливной продукции еще более-менее нормальная, то на не брендовых, одиночных заправках практически и сконцентрирован весь неликвид. Чтобы изменить ситуацию в корне, нужны системные реформы, которые позволили бы перенять в этом вопросе лучший европейский и мировой опыт. Именно для этого и нужна система мониторинга качества нефтепродуктов. О ней и поговорим.
Ситуация с качеством на украинском рынке нефтепродуктов просто катастрофическая.
Сегодня украинский потребитель уже пришел к пониманию того, что ситуация на рынке нефтепродуктов непрозрачная. Объективной информации о состоянии этого рынка ни у кого нет. Некоторые крупные сети заявляют, что у них функционирует полноценная система контроля качества топлива – от ввоза в Украину до пистолета. Но, к сожалению, результаты испытаний таких систем контроля могут использоваться исключительно для собственных нужд операторов и не могут быть достоверным источником информации для потребителей. В Евросоюзе подтверждать соответствие продукции, тем более импортной, должны органы оценки соответствия, которые являются независимой от поставщика и производителя третьей стороной.
В Украине пытаются применять европейский опыт, но делают это неумело либо намеренно пытаются сохранить лазейки для недобросовестных представителей бизнеса и отдельных чиновников. Ярким примером процветания некомпетентности и коррупции в системе технического регулирования может служить именно рынок нефтепродуктов. У нас около 80% потребностей рынка нефтепродуктов покрывается за счет импорта и, согласно требованиям Технического регламента, практически весь этот объем должен проходить через процедуру оценки соответствия.
Сегодня у нас назначены пять органов оценки соответствия по Техрегламенту на нефтепродукты, которые могут выдавать сертификаты соответствия на нефтепродукты, ввозимые на территорию Украины. И хотя де-юре эти пять органов являются независимыми, испытания они заказывают в лабораториях операторов рынка, так как заказчик, оплачивая услуги по выдаче сертификата, «высказывает» пожелание, где провести испытания топлива. Таким образом, лаборатории, которые выдают сегодня протоколы для органов оценки соответствия, в большинстве случаев являются аффилированными структурами или структурными подразделениями трейдеров, которые завозят эти нефтепродукты. Это грубое нарушение европейской директивы, нарушение подходов к оценке соответствия. К сожалению, в условиях затянувшихся реформ и неспособности государства навести порядок и обеспечить соблюдение процедур, под давлением операторов рынка было принято решение допустить к проведению испытаний на соответствие Техническому регламенту всех аккредитованных лабораторий. Я думаю, это было временным решением, и в будущем это грубое нарушение будет исправлено, но пока что такая проблема существует.
Кто виноват?
Кто же виноват в том, что на рынке присутствует некачественное топливо? Если смотреть базовое законодательство, как например, Конституцию Украины, то за качество и безопасность продукции отвечает государство. Учитывая, что с августа 2014 г. государство ввело мораторий на проверки бизнеса, то понятно, что солидарную ответственность несет бизнес и государство. Почему? Потому что бизнес может умышленно вводить на рынок некачественную продукцию, бесконтрольно со стороны государства, а последнее – потому что не выполняет свои прямые функции, предусмотренные как Конституцией, так и профильными законами, в том числе о защите прав потребителей.
Подробнее материал читайте в журнале «Терминал»