
Украинские СМИ опять тиражируют вздор
25 мая «КоммерсантЪ» запустил на информационное поле очередную газетную «утку» под названием «В Украину целятся из заправочного пистолета». Оказывается, заключив франчайзинговое соглашение с компанией «Катрин», управляющей сетью из пяти одноименных АЗС, «Газпром Нефть» в скором времени может «получить контроль над украинским рынком нефтепродуктов». Затем, как считает член Комитета Верховной Рады по ТЭК Александр Гудыма, российский монополист «может поднять цены, чтобы вернуть средства, затраченные на экспансию». «Именно так произошло в Сербии и Таджикистане, где компания завоевала значительную часть рынка, а потом повысила цены до более высокого уровня, чем в соседних странах», – цитирует депутата «КоммерсантЪ».
В очередной раз полузабытый депутат и журналисты некогда уважаемой газеты не утруждают себя анализом информации и умышленно дезинформируют читателей. Ведь чтобы хоть как-то влиять на розничные цены в стране (влиять, но не контролировать!), «Газпром Нефти» необходимо построить, приобрести, арендовать или заключить договоры франчайзинга с владельцами не менее чем пяти сотен АЗС и 5…6 нефтебаз, которые будут обеспечивать их деятельность. В нынешних ценах это удовольствие будет стоить от $1,0 млрд до $1,5 млрд. Если учесть, что с 2009 г. количество управляемых российской компанией заправок сократилось на 7%, вряд ли следует ожидать изменения сложившегося тренда в обозримом будущем.
К тому же, хотя некий, как всегда неназываемый «источник «Коммерсанта» в «Газпром Нефти», утверждает, что «уже на первом этапе компания планирует довести количество франчайзинговых АЗС в Украине до 100», ее председатель правления Александр Дюков говорит об обратном. По его словам: «Первый франчайзинговый проект, с которым компания выходит на новый рынок, позволит оценить перспективы развития розничной сети «Газпром Нефти» на территории Украины и принять решение о дальнейших шагах». Столь осторожные формулировки полностью соответствуют одному из положений инвестиционной программы российской компании, а именно «оптимизации сбытовой сети… с приведением АЗС к корпоративному стандарту и закрытием нерентабельных станций». Так что ни о каком намерении «Газпрома» в скором времени «получить контроль над украинским рынком» речь не идет.
Если же говорить об «экспансии» россиян в Таджикистане, то в2011 г. РФ действительно поставляла в эту страну свыше 80% потребляемых нефтепродуктов, причем получателем 42% из них была компания «Газпромнефть-Таджикистан». Но благодаря политике диверсификации поставок, которую стал проводить официальный Душанбе, в январе-апреле2012 г. россиян существенно потеснили трейдеры из Туркменистана (23% импорта), Казахстана и Беларуси (по 5%), а также других стран. В результате цены на заправках снизились на 10%, а доля душанбинской «дочки» «Газпром Нефти» (управляющей сетью всего из 25 АЗС) сократилась на 17 процентных пунктов. Да и сравнивать рынки наших стран могут только дилетанты, ведь в Таджикистане потребляется в 23 (!) раза меньше нефтепродуктов и действует в 98 (!) раз меньше АЗС, чем в Украине.
Что до Сербии, то более глупого примера для подтверждения своей точки зрения журналисты «Коммерсанта» вряд ли смогли бы найти. В этой балканской стране «Газпром Нефть» владеет 56,15% акций концерна «Нефтяная индустрия Сербии» (Naftna industrija Srbije – NIS), на двух НПЗ которого (точнее, на двух производственных площадках в Панчево и Нови-Сад) в2010 г. было переработано 2,85 млн т нефти. Доля «дочки» «Газпром Нефти» в объеме выпущенных нефтепродуктов достигла тогда 68%, в розничных продажах – 35% (через крупнейшую в Сербии сеть из 465 АЗС; например, у «ЛУКОЙЛа» их в республике 155). Но в2011 г. произошло три события, существенно изменивших расстановку сил на местном рынке…
Подробнее материал читайте в журнале «Терминал» №22 (608) от 4 июня с.г.