
Министр энергетики и угольной промышленности Владимир Демчишин ответил народному депутату Украины Владимиру Гусаку по проблемам угольной отрасли и о ситуации вокруг компании ДТЭК.
Соответствующее обращение было обнародовано на сайте Минэнергоугля в пятницу, 11 декабря.
«К большому сожалению в течение «Часа вопросов к правительству» в парламенте мне не удалось ответить на Ваш вопрос по проблемам угольной отрасли и о ситуации вокруг компании ДТЭК, которая имеет фактическую монополию в тепловой генерации и добычи энергетического угля.
Очень приятно услышать его именно от Вас. Специалисты хорошо помнят стиль работы компании СКМ, где Вы курировали угольное направление во время приватизации угледобывающих предприятий. Жаль, что только сейчас, после получения депутатского мандата, Вы прониклись судьбой неэффективных шахт со сложными геологическими условиями, которые остались в государственной собственности. После того, как компания ДТЭК (владельцем которой является холдинг СКМ) приватизировала лучшие предприятия, такие как «Павлоградуголь», и арендовала «Доброполье». При этом несмотря на значительно лучшие стартовые условия эти предприятия все же прошли в свое время массовые увольнения шахтеров.
Все проблемы Вы наверное знаете не хуже министерства: нехватка средств на критически необходимое оборудование, сложность контроля директоров, привыкших к легким бюджетным деньгам, преграды со стороны частных ТЭС, которые отказываются покупать уголь, или годами не рассчитываются за отгрузку угля.
Мы стараемся изменить ситуацию. В условиях войны на востоке правительство вместо дотаций шахтерам использует средства на армию и социалку. А министерство пытается дать возможность заработать деньги на зарплату и подготовку рядов. Потому что зарплаты должны финансироваться из дохода, а ряды из прибыли, а не из бюджета. Такой подход заложен и в коалиционном соглашении и в программе деятельности правительства.
Наша команда начала наводить порядок на каждом из 35 предприятий угольной отрасли, которые остались на контролируемой украинскими властями территории. Каждое предприятие при отсутствии дотаций из госбюджета получило задание провести аудит деятельности и доказать, что может сбалансировать свои финансы.
Концепцию развития угольной отрасли разработана еще весной. Она предусматривает увеличение добычи и рентабельности, уменьшение административного персонала и закрытие только тех шахт, не имеющих перспективы стать рентабельными. Кроме того пытаемся приватизировать неперспективные шахты. Но в условиях войны и проблем, которые накапливались годами в угольной промышленности, инвесторы в очередь не становятся. Для того же, чтобы планировать занятость работников бесперспективных шахт мы возобновили работу Совета по вопросам функционирования системы социальной поддержки работников предприятий угольной отрасли и населения территорий, на которых размещаются угледобывающие и углеперерабатывающие предприятия, находящиеся в стадии ликвидации (консервации). До этого она была только на бумаге, мы же еще до конца года создадим проектной офис. Также привлекаем иностранных специалистов для реформирования отрасли.
Но ситуацию в области меняет не концепция на бумаге, а инвестиции. Государственным шахтам необходимое оборудование и модернизация — тогда они начнут зарабатывать. Но прибыльные и успешные шахты, увеличивают добычу — проблема для конкурента. Но о нем дальше. К сожалению Кабинет министров так и не принял пока разработанного документа. Очевидно причина — нехватка средств. Но мы убеждаем правительство повернуться лицом к горнякам и дать им средства к работе. И тогда погашать долги по зарплате из бюджета не будет необходимости.
О ситуации с компанией ДТЭК. Деолигархизация — это не война. Это начало работы по единым правилам. Где баланс между интересами предприятий, нуждающихся в средствах на модернизацию и обновление, и интересами потребителя, который должен понимать, за что и сколько он платит. А также интересов государства, которое должно получать налоги и дивиденды. Именно так мы относимся ко всем финансово-промышленных группам, включая ДТЭК.
Министерство в течение года помогало корпорации решать вопрос с объемом выработки электроэнергии, содействием экспорта, финансированием поставок угля на ее ТЭС. Но все это — до определенного предела, где заканчиваются интересы государства. Когда шла речь об увеличении тарифа на электроэнергию более разумные пределы, наша позиция была категоричной.
Но мы надеемся, что в дальнейшем ДТЭК будет выполнять свои обязанности, как и все другие участники рынка. И не доводить до крайних мер в энергетике, которые нам постоянно нужно объявлять, чтобы сбалансировать нагрузку на энергоблоки ТЭС и чтобы экономить дефицитный антрацит.
И главное: по долгам шахтерам. Обратите внимание, что долги по зарплате есть далеко не на всех предприятиях. Часть государственных компаний выплачивает зарплату исправно — это там где директора научились работать эффективно и увеличили добычу. А часть не научилась — это директора никогда и не умели работать — только тратить бюджетные деньги. И если бы профсоюзы были ответственными, то пикеты должны были быть перед офисами таких директоров и перед местными советами и администрациями, которые противодействовали замене директоров этих шахт.
Или перед офисом ДТЭК, которые продают свое же уголь своим же станциям по значительно дороже ценам. И все равно имеют долги перед шахтерами.
Еще раз позвольте поблагодарить Вас, Владимир Георгиевич, что Вы поднимаете этот вопрос в стенах парламента. Потому поддержка шахтеров депутатским корпусом крайне важна именно сегодня, когда в парламенте будет обсуждаться бюджет страны на следующий год», — говорится в обращении.
Как сообщал ранее «Терминал», в пятницу, 11 декабря, А. Яценюк обвинил в сложностях с подключениями к электросетям ДТЭК министра энергетики и угольной промышленности Украины Владимира Демчишина и Национальную комиссию, осуществляющую регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ).