
На фоне обсуждения торговых баталий с Россией все больше актуальности приобретает вопрос их возможных причин.
Заявление посла РФ Михаила Зурабова о том, как Украина упустила свой шанс получать российский газ по $268,5 за 1 тыс. куб. м. в случае создание совместного консорциума по управлению украинской газотранспортной системой (ГТС) спровоцировало экспертов искать те самые причины в плоскости украинско-российских газовых отношений. Тем более, что заявление это последовало прямо за первыми известиями о проблемах с украинским товаром на российской таможне.
По этой причине в украинском экспертном обществе тут же появилась новая «теория заговора», согласно которой импорт украинских товаров приостановлен из-за нежелания правительства идти навстречу России и заключать консорциум по управлению газотранспортной системы.
Но так ли это, и кому на самом деле нужна украинская ГТС?
Первыми «теорию заговора» поддержали в Институте энергетических стратегий.
По мнению эксперта этого института Юрия Корольчука, вопрос создания газового консорциума остается на дневной повестке переговоров Украины и России.
«Не стоит удивляться обострению торговых отношений Украины и России. Причина как всегда одна и та же — природный газ», — утверждает он.
Но это только одна сторона общеэкспертного мнения.
Интересным является и тот факт, что информацию о торговой войне первой обнародовала некая «Федерации работодателей Украины», которую возглавляет Дмитрий Фирташ.
Как известно, он еще с августа 2012 года активно занялся скупкой газораспределяющих предприятий. Этот факт также является достаточно сильным мотивом для раздумий относительно вопроса причины российско-украинского торгового конфликта.
В Институте энергетических стратегий высказали еще одно мнение.
Эксперты считают, что говорить о ГТС как о причине «торговой битвы» сложно.
«Скорее, такие действия РФ в отношении Украины стоит расценивать как прозрачный намек на отказ от ассоциации с Евросоюзом и «приглашение» в Таможенный, чем прямое давление на украинские власти в части приватизации украинской ГТС», — отмечают в Институте энергетических стратегий.
В свою очередь экс-министр топливно-энергетического сектора Иван Плачков считает, что при столь серьезном выборе между двумя различными направлениями работы на экспорт бизнес обычно пытается подстраховаться, поэтому исключить прямое участие некоторых украинских предпринимателей в «нагнетании» обстановки вокруг таможенной блокады нельзя.
А бывший пресс-секретарь НАК «Нафтогаз Украины» Валентин Землянский вовсе отрицает «теорию заговора».
По его мнению, если действительно придерживаться «теории заговора» и пытаться найти, кому может быть выгодна приватизация ГТС, то необходимо вспомнить, что похожий пункт присутствовал еще в программе президента Виктора Януковича, где говорилось о приватизации газораспределительных сетей, поэтому говорить о провокациях со стороны конкретных лидеров бизнес-кругов не представляется возможным.
В то же время, директор Украинского филиала Института стран СНГ Владимир Корнилов считает, что Украине следует поторопиться с решением всех юридических проблем вокруг создания консорциума, иначе украинская ГТС может полностью обесцениться.
«В России есть четкое понимание того, что создание данного консорциума не должно вызвать никаких юридических проблем в Украине. И если эти вопросы не будут окончательно утрясены, то Россия, в общем-то, не заинтересована в создании консорциума до следующих выборов. При этом мы должны понять еще одну вещь: по мере того, как вопрос о создании консорциума топчется на месте, растут обходные пути вокруг Украины, цена украинской ГТС постоянно падает; и рано или поздно она не нужна будет никому, в том числе и «Газпрому», и России», — заверил он.
Источник: Дело