
При определенных обстоятельствах может быть смысл в создании вертикально интегрированной нефтяной компании (ВИНК).
Такое мнение в интервью Радио Свобода выразил министр энергетики и угольной промышленности Украины Владимир Демчишин.
«Я не агитирую за объединение, я просто пытаюсь объяснить, что при определенных обстоятельствах может быть смысл в такой компании. Мне как раз кажется, что на этом этапе речь идет о рассмотрении слабых и сильных сторон такой компании. Мы понимаем, что монополия — это плохо, но она определенные плюсы должна дать. Поэтому мы должны для себя понять, а что же мы получим из такого объединения? Мы хотим объединить большую компанию и передать ее под контроль частному владельцу? Я убежден, что этого не стоит делать, потому что мы видим, насколько, скажем, сложно сейчас проходят все процессы в «Укрнефти», где государство имеет контрольный пакет, но повлиять не может», — сказал он.
При этом профильный министр, отвечая на вопрос, объяснил ли он премьер-министру что создавать такую компанию нельзя, потому что это противоречит третьему энергопакету и угрожает безопасности государства, Демчишин ответил: «Очевидно, что он прекрасно понимает эти ограничения, он, я убежден, хочет понять плюсы такого объединения. Понимаете, контролируя все этапы, эта компания может иметь определенные, скажем, дополнительные экономии на управлении всеми этапами добычи, транспортировки, переработки и дистрибуции продажи нефти и нефтепродуктов, которых в Украине добывается сейчас недостаточно. Мы обеспечиваем себя на двадцать пять процентов собственными продуктами. Поэтому в теории, если хотеть обеспечить свою страну собственным продуктом, нужно сконцентрировать ресурс. Надо, возможно, даже на определенный этап уменьшить конкуренцию для того, чтобы направить средства в другие сегменты, которые являются узкими местами».
При этом чиновник отметил, что создание ВИНК – длительный процесс и пока что вопрос находится на стадии обсуждения и технико-экономического обоснования.
По мнению директора НТЦ «Психея» Сергея Сапегина, создание ВИНК на базе ПАО «Укрнефть», ПАО «Укртранснефть» и ПАО «Укртатнафта» (Кременчугский НПЗ) противоречит Соглашению об ассоциации с Евросоюзом, согласно которому необходимо разделение вертикально интегрированных компаний, а не их создание. То есть, деятельность компаний, транспортирующих нефть, должна быть отделена от деятельности по ее добыче, переработке, оптовой и розничной реализации.
По его словам, с одной стороны, ВИНК позволяет оптимизировать технологические цепочки компаний, входящих в вертикальную систему и снизить организационные затраты.
Однако подчас интересы менеджеров высшего звена не всегда совпадают с желаниями собственников (в данном случае государства), что может приводить к управленческим конфликтам.
Напомним, ранее премьер-министр Украины Арсений Яценюк поручил министру энергетики и угольной промышленности, а также руководителю НАК «Нефтегаз Украины» провести с частными акционерами, основным из которых выступает группа «Приват» Игоря Коломойского, переговоры по созданию вертикально интегрированной нефтяной компании (ВИНК) на базе ПАО «Укрнефть», ПАО «Укртранснефть» и ПАО «Укртатнафта».