
За четверть века в Украине так и не создана система, способная защитить права потребителей нефтепродуктов
Качество нужно обеспечивать, а не контролировать.
(Филип Кросби, «Принципы качества»)
Утром 22 января 2016 года Печерские холмы привычно сотрясли громы и молнии от «лучшего премьера всех времён и народов», которому доложили, «из чего состоит» украинское топливо. Как стало ясно тогдашнему главе правительства из «изъятых фискальной службой материалов», в «бензине А-95 самого бензина А-95 только 45%, в 92-м бензине самого 92-го бензина только 39%, а все остальное – дополнительные химические элементы». Реакция на сие гениальное открытие последовала незамедлительно. Изрёкший означенный бред премьер приказал «срочно отправить сегодня по всем основным заправкам группу для отбора проб», чтобы выяснить качество топлива, потому что «за завтра уже поменяют». По его словам: «Сегодня пробы бензина должны быть взяты на заправках Киева и Киевской области, а в течение двух недель – по Украине в целом», – после чего общество проинформируют, «какие меры приняты». Правда, со дня открытия «формулы бензина» прошло больше трёх месяцев, но об упомянутых мерах никто не сообщил.
Спору нет, Госпродпотребслужба, через неделю отреагировавшая на премьерское «только сегодня» обещанием проконтролировать качество нефтепродуктов на АЗС «во всех регионах Украины» в течение «ближайших двух недель», через полтора месяца таки отрапортовала о результатах проверки топлива на 15 (видимо, столько регионов в нашей стране) заправках «основных операторов». В число последних попали такие «лидеры» рынка как «Пульс 24», «Брук», «Орион», «Гарант Экспресс», но не были замечены «АВИАС плюс», ANP, Sentosa Oil, «Мавекс» и другие АЗС «Привата» в количестве 1625 штук. Зато было снято с реализации целых 20 из 235 тыс. т проверенных нефтепродуктов (8,5%), причём 73% из них – на заправке ОККО в Закарпатской области. Это спорное решение, тем не менее, позволило фискальной службе внести указанную сеть в «пятёрку худших в Украине», подтвердив тем самым собственную некомпетентность.
Увлекшись закручиванием гаек и не позволяя трейдерам адекватно реагировать на происходящие процессы, власть оставила операторам лишь два пути для сохранения бизнеса – завышение цен или «оптимизацию» качества топлива. Следуя первым из них, владельцы розничных сетей массово вывели на рынок «именные» нефтепродукты, позволившие нарастить выручку на 10…15%. При этом мало кто способен доказать, что характеристики такого топлива оправдывают установленную для него наценку, а потребитель вынужден мириться с таким положением дел в надежде, что дорогие нефтепродукты не будут некачественными. К сожалению, успешные продажи «экологически чистых» смесей по цене бензина А-95-Евро свидетельствуют, что прямой зависимости между ценой и качеством на топливном рынке давно не существует.
При этом уже семь лет, как Кабмин игнорирует требования статьи 42 Конституции Украины (в соответствии с которой государство обязано защищать права потребителей, осуществлять контроль качества и безопасности продукции), не только не пресекая, но поощряя деятельность компаний, реализующих топливные суррогаты или вводящих потребителя в заблуждение в отношении эксплуатационных характеристик предлагаемых нефтепродуктов. При этом настораживает нежелание власти сделать шаг навстречу желающим блокировать соблазны продавцов увеличивать доходность за счет «оптимизации» качества.
Между тем, методы борьбы с недобросовестными участниками рынка давно известны и проверены практикой. Например, в Польше в премьерство Лешека Миллера была организована тотальная проверка действовавших в стране заправок, итоги которой стали достоянием широкой общественности. Оказалось, публикация «черного списка АЗС» в СМИ возымела едва ли больший эффект, чем все предыдущие штрафы и взыскания.
Прочитать статью полностью Вы сможете в №19 журнала «Терминал» от 9 мая 2016 года.