
Создание вертикально интегрированной нефтяной компании (ВИНК) на базе ПАО «Укрнефть», ПАО «Укртранснефть» и ПАО «Укртатнафта» (Кременчугский НПЗ) противоречит Соглашению об ассоциации с Евросоюзом, согласно которому необходимо разделение вертикально интегрированных компаний, а не их создание. То есть, деятельность компаний, транспортирующих нефть, должна быть отделена от деятельности по ее добыче, переработке, оптовой и розничной реализации.
Такое мнение выразил директор НТЦ «Психея» Сергей Сапегин.
По его словам, с одной стороны, ВИНК позволяет оптимизировать технологические цепочки компаний, входящих в вертикальную систему и снизить организационные затраты.
Однако подчас интересы менеджеров высшего звена не всегда совпадают с желаниями собственников (в данном случае государства), что может приводить к управленческим конфликтам.
«Кроме того, вертикальная интеграция ухудшает конкуренцию, поскольку ВИНК, обладая большой рыночной властью, будет создавать барьеры для вхождения в рынок других компаний. Это касается в первую очередь рынков вдоль технологической цепочки, охваченной вертикально-интегрированной компанией: добыча, транспортировка сырья, его переработка и реализация продукции. Что уже наблюдается с ценами на заправках группы «Приват», которые грабительски ниже большей части рынка», — уверен эксперт.
С. Сапегин прогнозирует, что это крайне негативно скажется на развитии нефтяной отрасли и экономики Украины в целом, а также будет способствовать росту монополизма на оптовом и розничном рынках нефтепродуктов.
«В любом случае, такой компании, имея неограниченную рыночную власть, легче идти по пути монопольного завышения цен на нефтепродукты, чем искать возможность оптимизации своей деятельности», — констатирует он.
Напомним, вчера премьер-министр Украины Арсений Яценюк поручил министру энергетики и угольной промышленности, а также руководителю НАК «Нефтегаз Украины» провести с частными акционерами, основным из которых выступает группа «Приват» Игоря Коломойского, переговоры по созданию ВИНК на базе ПАО «Укрнефть», ПАО «Укртранснефть» и ПАО «Укртатнафта».
Детальнее об этом читайте в ближайшем выпуске журнала «Терминал: нефтяное обозрение».